Года четыре назад, когда я делал еще первые шаги в трекинге, у меня был опыт сотрудничества с благотворительным фондом.
Мы провели буквально 3-4 встречи, и я как трекер помог им привести в порядок процессы, выстроить работу и найти сильные гипотезы так, что они выполнили годовой план по обучению врачей за 3 недели.
Я был впечатлен той вероятностью, что моя работа, которая казалась мне достаточно простой, привела к значительному улучшению или даже сохранению нескольких человеческих жизней.
С тех пор я постоянно, насколько возможно, работаю с социальными предпринимателями, социальными акселераторами и благотворительными фондами. И мне интересно разбираться в феномене благотворительности, меценатства и почему вообще люди этим занимаются.
И как можно заниматься лучше, как давать больше социального импакта. Когда компании конечно, ориентированы на рынок, но главное — решают реальные социальные проблемы. К примеру, это могут быть:
👉 Инклюзивные кафе, где работают ребята с синдромом Дауна, и работа помогает им стать самостоятельными;
👉 Детские сады для детей с ограниченными возможностями, где используют специализированные методики обучения и развития;
👉 Ресайклинг одежды — переработка, которая дает вещам вторую жизнь и помогает улучшать экологическую обстановку.
В первую очередь такие предприниматели задаются вопросом, для чего мы создаем технологию, продукт или компанию и как это сделает жизнь людей лучше? И только во вторую — как зарабатывать на этом. И мне хочется понять, как помочь таким компаниям давать больше социального эффекта.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Рассказываю о том , как развивать бизнес в России сегодня: как ставить цели, достигать результата, устранять ограничения внутри бизнеса и в голове.
В этом направлении я стал много читать об историях российских купцов. Особенно в 19 веке с началом промышленной революции и русского фабричного бума. Как они вели дела, как покоряли новые отрасли и технологии, как решали проблемы.
И меня заинтересовала книга Елены Лопухиной «Самые знаменитые меценаты России». Она представляет собой небольшие на 5-10 страниц истории отдельных людей или династий. Повествование начинается с конца 18 века, и в этот период речь идет больше про дворянское сословие. Но уже с начала 19 века купцы становятся основными благотворителями, и большая часть книги посвящена им.
Меня поразила мысль, которую отмечает автор: «Не стоит забывать и того, что деятельность русского купечества основывалась на религиозных догматах и традициях. Прежде всего официального православия и старообрядчества. Их вера предполагала определенную целенаправленность предпринимательской деятельности — необходимость общественной полезности предпринимательства».
Накопление богатства только для личного потребления однозначно осуждалось! Как высшая добродетель рассматривались зарабатывание денег и помощь другим. Именно это было мотивацией направлять средства для благотворительного строительства больниц, школ, богаделен, организацию бесплатных столовых при своих мануфактурах.
Еще приведу две цитаты, которые тоже упоминаются в книге. Одна принадлежит Марине Цветаевой:
Сознание неправды денег в русской душе невытравимо.
А другая — Павлу Третьякову:
Моя идея была — с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу, народу в каких-либо полезных учреждениях.
Эти цитаты показывают, что основной смысл в создании капитала может быть не только в наращивании еще большего количества денег, а в использовании их для роста культуры, повышения качества образования и качества жизни. Это прекрасный вариант ответа на вопрос «Зачем ты на самом деле делаешь свой бизнес?».
Мне это очень откликнулось, потому что в моей работе мы почти всегда говорим про цифры и деньги. И мало про смыслы и итоговый результат. Я вижу, что даже сами предприниматели и сама культура вокруг редко показывают примеры, что у них деньги не ради денег, а ради преобразований. Вот какие проекты с ходу можете вспомнить сейчас, похожие на деятельность Павла Третьякова? Мне на ум приходят частная школа «Летово» или поселок Доброград. Да, такие примеры есть, но их не много.
В книге мне было интересно увидеть общие черты купца, который пошел в меценатство. Какой типовой сценарий я заметил:
Многие купцы были выходцами из крестьян и староверов — около 60-70%. Поэтому можно представить такую общую характеристику типичного мецената того времени:
✅ энергичен, стремителен и неутомим;
✅ мало тратит денег на себя, а много на работу и пользу для окружающих;
✅ обладает той самой «русской смекалкой»;
✅ любит родину, искренне верующий;
✅ высочайший профессионал.
Выходит, мало что изменилось для достижения успеха на поприще бизнеса, да и на любом другом, даже спустя два века.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Рассказываю о том , как развивать бизнес в России сегодня: как ставить цели, достигать результата, устранять ограничения внутри бизнеса и в голове.
Пишите свое мнение в комментариях 👇