Всем привет! Это сервис учета финансов для бизнеса ПланФакт и мы точно знаем, что в последнее время бизнес часто сталкивается с проблемами, которые было трудно заранее предсказать. Поэтому на ногах устояли компании, которые имели запасные средства для того, чтобы пережить трудные времена. Рассказываем, как создавать такой запас и что такое резервный фонд на самом деле.
Если говорить просто, то резервный фонд — это финансовая подушка безопасности. Это деньги, которые компания использует в определенный момент и на конкретные цели. При этом резервы могут наполняться для разных целей:
Но в целом можно сказать, что резервный фонд — это и деньги на черный день. Например, сначала была пандемия Covind-19, а затем всем известные события. И некоторые бизнесы просто остановились и не могли работать.
Но компании с резервным фондом смогли пережить эти периоды и спокойно перестраивали процессы: платили по обязательствам и развивали новые направления.
Специалисты считают, что в резервный фонд нужно откладывать до 20% от чистой прибыли. При этом деньги должны лежать и ждать своего часа. То есть нельзя эти средства тратить на текущие нужды. Запас начинают использовать только в случае убытков.
Повторим, что для этого надо брать определенный процент с чистой прибыли. Это не обязательно 20%: можно откладывать и 1%, и 5%. Главное — делать это регулярно. При этом компания самостоятельно решает, как часто пополнять резервный фонд: раз в неделю, раз в месяц или чаще. Просто нужно постоянно контролировать этот момент, чтобы резервный фонд не забирал деньги для текущих расходов компании.
Давайте разберем на примере. Производственная компания отправляет 10% в резервы с каждого поступления денег в компанию. В понедельник поставщики перечислили на расчетный счет 500 000 рублей. Чистая прибыль от этой суммы — 200 000 рублей. Значит, в резервный фонд пойдет 20 000 рублей:
200000×10%=20000.
Это зависит от специфики бизнеса и расходов. Но эксперты считают, что денежных запасов должно хватать на 6 месяцев существования компании без прибыли. То есть бизнес может спокойно жить без клиентов и не разориться.
Надо сказать, что 6 месяцев — стандартный срок и для подушки безопасности физического лица. Обычно за это время можно понять, что надо изменить или найти новые направления для работы и бизнеса.
Здесь кроется главное заблуждение предпринимателей. Многие думают, что эти деньги должны работать. Поэтому вкладывают средства в ценные бумаги, но это ошибка.
Резервный фонд нужен для экстренных случаев, а у бизнеса должна быть возможность достать эти деньги в течение дня. Например, запад ввел санкции, и деньги иностранных поставщиков застряли в банках. Предприниматели планировали потратить поступления на зарплату или покупку сырья. Денег нет и непонятно, когда они поступят.
Из ценных бумаг деньги просто так не достать, а с депозита можно быстро снять, чтобы заплатить по обязательствам. Поэтому резервный фонд предназначен только для экстренных случаев.
Для этого бизнесу нужно выполнить 4 действия:
И надо помнить, что временами резервный фонд не сможет спасти от обстоятельств непреодолимой силы. Например, если государство запретит ваш вид бизнеса. Но тогда резервные средства помогут рассчитаться по обязательствам и закрыться без долгов.
Эти деньги можно использовать только в крайнем случае. Если начались убытки и бизнес не может получать прибыль. При этом эксперты уверены, что резервы нельзя тратить и при нулевой прибыли. Только если бизнес начал уходить в минус.
Кстати, в ПланФакте создали методичку, которая поможет грамотно сократить издержки в трудные времена, чтобы вам не пришлось залезать в резервный фонд.
Если подводить итоги про резервный фонд, то надо запомнить 3 правила: