Всем привет! Это сервис учета финансов для бизнеса ПланФакт. Сегодня разберем почему не стоит покупать товары во время ажиотажного спроса, а также вкладывать деньги в один товар. Компания «Химик» занимается производством химии для автомоек. Есть свой завод, постоянные клиенты, сырье закупается в России и за рубежом.
Сырье дорожает быстрее, чем готовая продукция. В 2020 году каустическая сода стоила 10 тысяч рублей за тонну, в 2021 — 15 тысяч рублей. Отпускная цена автохимии не растет — высокая конкуренция. У компании остается меньше прибыли и возможностей для развития.
Как управлять инфляционным риском:
Дефляция ведет к снижению отпускных цен и ухудшению финансового положения компании. С этим риском мы столкнулись летом 2022 года. Весной все активно дорожало, компании забили склады запасами по высоким ценам, а потом цены постепенно поползли вниз. Бизнес оказался перед выбором: снижать цену, продавая товар по себестоимости или с небольшой наценкой, или терять клиентов.
Компания «Химик» купила сырье в апреле по 25 тысяч рублей за тонну и сразу повысила цену на автохимию. Запасов должно было хватить на полгода. А уже в июне мелкие конкуренты, которым запасов сырья хватило лишь на пару-тройку месяцев, начали закупать каустическую соду уже по 15 тысяч рублей за тонну и смогли быстро снизить отпускную цену для своих клиентов.
Как управлять дефляционным риском:
Это риск потери прибыли из-за роста или падения курса валюты. Если для компаний, которые покупают товары и сырье за рубежом, опасно падение рубля, то для экспортеров — рост.
Компания «Химик» покупает в Китае краситель и отдушку, партия сырья стоит 1 000 долларов. 15 марта 2022 года она обошлась компании в 115 тысяч рублей, а 15 сентября 2022 — в 60 тысяч, почти в два раза меньше. Для импортера снижение курса выгодно.
Но если бы «Химик» продавал товары за рубеж, его доход снизился бы почти в два раза, при одинаковой цене в валюте.
Как управлять валютным риском:
Ликвидность — это способность актива быстро превращаться в деньги. Риск потери ликвидности — вероятность того, что товар станет никому не нужен, и его будет невозможно продать.
Какое-то время назад люди мыли машины самостоятельно, и большой популярностью пользовался шампунь для ручной мойки. Его разводили в воде и мыли машину губкой. Постепенно его вытеснил бесконтактный шампунь, который наносится с помощью специальной насадки. Так удобнее и быстрее. Но канистры с шампунем для ручной мойки застоялись на складе «Химика» и их пришлось списать.
Этот риск не учли те, кто закупил пейджеры и спиннеры на излете их популярности. Когда волна спала, устройства оказались никому не нужны. Бывает, что на потерю ликвидности товара влияет государство. В последнее время бизнес массово перешел на онлайн-кассы, и производители касс, которые не успели перестроиться, ушли с рынка.
Как управлять риском потери ликвидности:
Вероятность потери денег из-за отказа должника выполнять условия по договору. Сюда относятся просрочки платежа от клиентов и сбои в отгрузках от поставщиков.
Компания «Химик» отпускает продукцию в долг дилерам, отсрочка составляет один месяц, но раньше штрафы за просрочку платежа в договоре указаны не были. Из-за дождливой осени на мойки приезжало меньше машин, химия у дилеров осталась нераспроданной, и часть клиентов просрочили платеж. Компании было нечем расплатиться с поставщиками, пришлось использовать деньги, отложенные на налоги.
После этого в договор внесли штрафы за просрочку, а менеджеры стали регулярно напоминать клиентам об оплате.
Как управлять кредитным риском:
Это вероятность получить штрафы от налоговой за несвоевренные платежи или финансовые махинации, например, дробление бизнеса.
Компания «Химик» исправно платила налоги, но из-за того, что клиенты не смогли вовремя погасить долги перед ней, денег на очередной авансовый платеж не было. Директор принял решение заплатить позже. Итог — пеня за несвоевременную налога.
Как управлять налоговым риском:
Вероятность потери денег из-за роста процентов по кредиту.
Банк может повысить ставку по кредиту, если такое условие содержится в договоре. Например, процентная ставка привязана к ключевой ставке Центробанка. Или если не выполняются какие-то требования банка, например, не застрахован бизнес или недвижимость, находящаяся в залоге или по счету не поддерживается определенный оборот за период.
Компания «Химик» взяла кредит, в условиях которого было указано, что пониженная ставка применяется при ежегодном представлении банку финансовой отчетности. Но компания пропустила срок подачи документов, и ставка выросла на 2%. Чтобы избежать таких потерь, нужно внимательно читать условия договора и соблюдать их.
Как управлять процентным риском:
Это вероятность потерь, связанных с вложением денег. Например, компания планирует запустить новый продукт, масштабироваться и открыть новый филиал, купить новое оборудование. Все эти вложения могут принести прибыль, а могут и убыток.
Компания «Химик» решила создать линейку бытовой химии, но проанализировала рынок и поняла, что конкуренция очень высокая, а цены в магазинах близки к рассчитанной себестоимости.
Поэтому был разработан план производства средств для прачечных и химчисток. В ассортименте компании уже были пятновыводители и средства для химчистки салона, их объединили в новую линейку и добавили в нее средства для стирки. Уже в первый год продажи этих средств стало понятно, что они пользуются спросом и приносят компании прибыль.
Как управлять инвестиционным риском:
Риск потери денег из-за внутренних проблем компании. Это могут быть ошибки сотрудников, шероховатости в бизнес-процессах, мошенничество.
Руководителю компании как-то позвонил дилер и рассказал, что один из менеджеров предложил покупать автошампунь на 30% дешевле. Но деньги за товар предлагалось переводить на его карту, якобы для того, чтобы сэкономить на налогах. Руководитель предположил, что сотрудники продают химию со склада мимо кассы, это подтвердил просмотр камер наблюдения и инвентаризация товара. Пришлось уволить несколько сотрудников и внедрить новую систему управления запасами.
Как управлять операционным риском:
Риск — это то, с чем любой предприниматель сталкивается, открывая свое дело. И управление финансовыми рисками — неотъемлемая часть любого бизнеса. Какие-то риски компания может контролировать в большей степени, какие-то — в меньшей, что-то невозможно контролировать вообще. Последние годы регулярно ставят новые задачи и заставляют бизнес быстро перестраиваться, но одно остается неизменным — за рисками нужно следить постоянно.
Еще больше материалов о ведении бизнеса и деньгах можно найти в телеграм-канале и блоге ПланФакта.