Как управлять финансовыми рисками

2023-12-07 09:18:59 Время чтения 11 мин 669

Всем привет! Это сервис учета финансов для бизнеса ПланФакт. Сегодня разберем почему не стоит покупать товары во время ажиотажного спроса, а также вкладывать деньги в один товар. Компания «Химик» занимается производством химии для автомоек. Есть свой завод, постоянные клиенты, сырье закупается в России и за рубежом.

Инфляционный риск

Сырье дорожает быстрее, чем готовая продукция. В 2020 году каустическая сода стоила 10 тысяч рублей за тонну, в 2021 — 15 тысяч рублей. Отпускная цена автохимии не растет — высокая конкуренция. У компании остается меньше прибыли и возможностей для развития.

Как управлять инфляционным риском:

  1. Иметь несколько поставщиков и регулярно сравнивать цены.
  2. Делать большие запасы — пока все будут вынуждены закупать сырье по новым ценам, компания может использовать старые запасы.
  3. Анализировать цены конкурентов.
  4. Предупреждать клиентов заранее о повышении цен.

Дефляционный риск

Дефляция ведет к снижению отпускных цен и ухудшению финансового положения компании. С этим риском мы столкнулись летом 2022 года. Весной все активно дорожало, компании забили склады запасами по высоким ценам, а потом цены постепенно поползли вниз. Бизнес оказался перед выбором: снижать цену, продавая товар по себестоимости или с небольшой наценкой, или терять клиентов.

Компания «Химик» купила сырье в апреле по 25 тысяч рублей за тонну и сразу повысила цену на автохимию. Запасов должно было хватить на полгода. А уже в июне мелкие конкуренты, которым запасов сырья хватило лишь на пару-тройку месяцев, начали закупать каустическую соду уже по 15 тысяч рублей за тонну и смогли быстро снизить отпускную цену для своих клиентов.

Как управлять дефляционным риском:

  1. Не покупать во время ажиотажного спроса по высокой цене. Все помнят резкий рост цен на бумагу в марте, а потом ее цена опустилась.
  2. Не ждать, пока цена готовой продукции опять вырастет, возможно, этого не произойдет никогда. Бывает лучше продать товар сейчас по себестоимости или с небольшим убытком, чем потом списать с истекшим сроком годности. Это также позволит высвободить деньги и пустить их в оборот.

Валютный риск

Это риск потери прибыли из-за роста или падения курса валюты. Если для компаний, которые покупают товары и сырье за рубежом, опасно падение рубля, то для экспортеров — рост.

Компания «Химик» покупает в Китае краситель и отдушку, партия сырья стоит 1 000 долларов. 15 марта 2022 года она обошлась компании в 115 тысяч рублей, а 15 сентября 2022 — в 60 тысяч, почти в два раза меньше. Для импортера снижение курса выгодно.

Но если бы «Химик» продавал товары за рубеж, его доход снизился бы почти в два раза, при одинаковой цене в валюте.

Как управлять валютным риском:

  1. При неясной ситуации с курсом лучше покупать сырье регулярно, но небольшими партиями, тогда колебание цен сгладится за счет постоянных закупок.
  2. Найти поставщика, который продает нужный товар за рубли. Это не обязательно должен быть производитель, возможно, ему просто удалось заполнить склад товаром, когда цены были значительно ниже.

Риск потери ликвидности

Ликвидность — это способность актива быстро превращаться в деньги. Риск потери ликвидности — вероятность того, что товар станет никому не нужен, и его будет невозможно продать.

Какое-то время назад люди мыли машины самостоятельно, и большой популярностью пользовался шампунь для ручной мойки. Его разводили в воде и мыли машину губкой. Постепенно его вытеснил бесконтактный шампунь, который наносится с помощью специальной насадки. Так удобнее и быстрее. Но канистры с шампунем для ручной мойки застоялись на складе «Химика» и их пришлось списать.

Этот риск не учли те, кто закупил пейджеры и спиннеры на излете их популярности. Когда волна спала, устройства оказались никому не нужны. Бывает, что на потерю ликвидности товара влияет государство. В последнее время бизнес массово перешел на онлайн-кассы, и производители касс, которые не успели перестроиться, ушли с рынка.

Как управлять риском потери ликвидности:

  1. Учиться прогнозировать рынок.
  2. Не вкладывать все деньги в один товар.
  3. Следить за законодательными инициативами.

Кредитный риск

Вероятность потери денег из-за отказа должника выполнять условия по договору. Сюда относятся просрочки платежа от клиентов и сбои в отгрузках от поставщиков.

Компания «Химик» отпускает продукцию в долг дилерам, отсрочка составляет один месяц, но раньше штрафы за просрочку платежа в договоре указаны не были. Из-за дождливой осени на мойки приезжало меньше машин, химия у дилеров осталась нераспроданной, и часть клиентов просрочили платеж. Компании было нечем расплатиться с поставщиками, пришлось использовать деньги, отложенные на налоги.

После этого в договор внесли штрафы за просрочку, а менеджеры стали регулярно напоминать клиентам об оплате.

Как управлять кредитным риском:

  1. Проверять надежность контрагентов через сервисы, например, «СБИС», «Прозрачный бизнес», сайт налоговой службы и службы судебных приставов.
  2. Правильно составить договор с контрагентами с санкциями за нарушение сроков.
  3. Вводить постоплату только для проверенных клиентов.

Налоговый риск

Это вероятность получить штрафы от налоговой за несвоевренные платежи или финансовые махинации, например, дробление бизнеса.

Компания «Химик» исправно платила налоги, но из-за того, что клиенты не смогли вовремя погасить долги перед ней, денег на очередной авансовый платеж не было. Директор принял решение заплатить позже. Итог — пеня за несвоевременную налога.

Как управлять налоговым риском:

  1. Не играть в азартные игры с государством: не дробить бизнес, не оформлять сотрудников как индивидуальных предпринимателей и самозанятых, не занижать налоговую базу.
  2. Сотрудничать с проверенными компаниями.
  3. Правильно рассчитывать налоги и вовремя их платить.

Процентный риск

Вероятность потери денег из-за роста процентов по кредиту.

Банк может повысить ставку по кредиту, если такое условие содержится в договоре. Например, процентная ставка привязана к ключевой ставке Центробанка. Или если не выполняются какие-то требования банка, например, не застрахован бизнес или недвижимость, находящаяся в залоге или по счету не поддерживается определенный оборот за период.

Компания «Химик» взяла кредит, в условиях которого было указано, что пониженная ставка применяется при ежегодном представлении банку финансовой отчетности. Но компания пропустила срок подачи документов, и ставка выросла на 2%. Чтобы избежать таких потерь, нужно внимательно читать условия договора и соблюдать их.

Как управлять процентным риском:

  1. Изучать условия договора.
  2. Сравнивать условия в разных банках.

Инвестиционный риск

Это вероятность потерь, связанных с вложением денег. Например, компания планирует запустить новый продукт, масштабироваться и открыть новый филиал, купить новое оборудование. Все эти вложения могут принести прибыль, а могут и убыток.

Компания «Химик» решила создать линейку бытовой химии, но проанализировала рынок и поняла, что конкуренция очень высокая, а цены в магазинах близки к рассчитанной себестоимости.

Поэтому был разработан план производства средств для прачечных и химчисток. В ассортименте компании уже были пятновыводители и средства для химчистки салона, их объединили в новую линейку и добавили в нее средства для стирки. Уже в первый год продажи этих средств стало понятно, что они пользуются спросом и приносят компании прибыль.

Как управлять инвестиционным риском:

  1. Анализировать рынок и сравнивать себя с конкурентами.
  2. Правильно рассчитывать себестоимость товаров.
  3. Построить финансовую модель бизнеса — систему показателей, которая поможет спрогнозировать прибыль или убыток.
  4. Хорошо знать финансовые показатели своей компании, в чем поможет налаженный финансовый учет, который можно вести в сервисе ПланФакт.

Операционный риск

Риск потери денег из-за внутренних проблем компании. Это могут быть ошибки сотрудников, шероховатости в бизнес-процессах, мошенничество.

Руководителю компании как-то позвонил дилер и рассказал, что один из менеджеров предложил покупать автошампунь на 30% дешевле. Но деньги за товар предлагалось переводить на его карту, якобы для того, чтобы сэкономить на налогах. Руководитель предположил, что сотрудники продают химию со склада мимо кассы, это подтвердил просмотр камер наблюдения и инвентаризация товара. Пришлось уволить несколько сотрудников и внедрить новую систему управления запасами.

Как управлять операционным риском:

  1. Контролировать работу компании: вести учет сырья, запасов, готовой продукции.
  2. Реагировать на обратную связь.
  3. Налаживать бизнес-процессы и стараться предвидеть уязвимость в них.

Риск — это то, с чем любой предприниматель сталкивается, открывая свое дело. И управление финансовыми рисками — неотъемлемая часть любого бизнеса. Какие-то риски компания может контролировать в большей степени, какие-то — в меньшей, что-то невозможно контролировать вообще. Последние годы регулярно ставят новые задачи и заставляют бизнес быстро перестраиваться, но одно остается неизменным — за рисками нужно следить постоянно.

Еще больше материалов о ведении бизнеса и деньгах можно найти в телеграм-канале и блоге ПланФакта.