Как разделять личные деньги и финансы бизнеса

2023-12-27 11:08:23 Время чтения 8 мин 927

Всем привет! Мы делаем сервис учета финансов для бизнеса ПланФакт и ведем блог о предпринимательстве и финансах.

Бывает так, что компания зарабатывает приличную сумму, а собственник спешит купить себе автомобиль или квартиру. Потом внезапно оказывается, что нечем заплатить налоги. Это случается, когда предприниматель не отделяет личные деньги от денег компании. Рассказываем, к чему это может привести и как научиться разделять финансовые потоки.

Почему предприниматели не всегда могут разделить финансы

Обычно это случается, когда бизнес не ведет финансовый учет, а собственник не может справиться со своими желаниями. Бизнес часто начинают, чтобы можно было позволить себе больше, чем наемный сотрудник. Поэтому всегда есть желание потратить несколько миллионов на покупку машины или недвижимости. Если нет финучета и планирования, то часто складывается ситуация, когда джип есть, но нечем выплатить зарплату или оплатить аренду офиса.

Есть еще 2 частые причины, которые мешают грамотно разделять деньги.

  1. Личная карта ИП на упрощенке. Индивидуальные предприниматели имеют право получать деньги от покупателей на личную карту или счет. Если нет финансовой дисциплины, то деньги смешаются. Поэтому лучше завести отдельный счет для бизнеса, чтобы было проще контролировать средства.
  2. Представительские расходы. В бизнес-среде до сих пор есть заблуждение, что личные траты можно провести, как представительские. Но это не так. В налоговом кодексе РФ прописаны все траты, которые можно провести подобным образом. Подобные траты также уменьшают доходы бизнеса.

Что будет, если смешивать личные деньги и деньги бизнеса

Если нет финансовой дисциплины, то трудно понять, есть ли у бизнеса прибыль и какие цели можно ставить на будущее. Могут возникнуть ситуации, которые приводят к банкротству или закрытию бизнеса.

Кассовые разрывы

В прошлом году ПланФакт совместно с Модульбанком провели исследование, опросили более 800 представителей малого бизнеса и выяснили, что 96% предпринимателей в 2022 году сталкивались с кассовыми разрывами.

У 53% предприятий малого бизнеса кассовые разрывы случались один-два раза, у 43% нехватка денег на счетах возникала три и более раз.

Бизнес также рассказал о средних суммах кассовых разрывов:

  1. у 34% представителей малого бизнеса показатель составил до 3 млн рублей;
  2. 32% респондентов указали от 3 до 5 млн рублей;
  3. 19% фиксировали сумму до 1 млн рублей;
  4. У 9% опрошенных разрыв составляет от 5 до 10 млн рублей;
  5. 2% назвали сумму более 10 млн рублей.

Кассовый разрыв — это временное отсутствие денег на обязательные расходы.

Если в бизнесе внедрили финансовый учет, то собственники знают, когда необходимо заплатить по обязательствам. Если учета нет, то часто встречается история, когда предприниматель потратил деньги на свои нужды, а потом компания не может заплатить зарплату или закупить сырье для производства.

Стагнация бизнеса

Кассовые разрывы тормозят развитие бизнеса. Если это частая история, то у бизнеса не будет денег, чтобы развиваться. Например, для открытия нового производства, филиала или запуска нового направления бизнеса.

Юридические проблемы

Эта ситуация грозит тем, кто активно использует личную карту для бизнеса. Если ИП часто снимает деньги со своего счета, то это может заинтересовать Росфинмониторинг, который запустит проверку в рамках 115-ФЗ. Снимать деньги с карты не запрещено, но за подозрительными операциями ИП в больших количествах могут начать следить.

Например, заподозрить предпринимателя в снятии наличных для выплаты неофициальных зарплат или наращивании расходов, чтобы снизить суммы налогов. Нужно будет предоставить документы, которые подтвердят, что деньги ушли на бизнес-расходы.

Если говорить про ООО, то некоторые предприниматели идут на схемы с чеками или выдачей денег под отчет. Это незаконно и может привести к еще большим проблемам. Например, донесением налогов.

Как правильно брать деньги из бизнеса

Нужно соблюдать несколько финансовых подходов, чтобы бизнес был прибыльным, а предприниматели могли спокойно тратить деньги на свои желания и потребности.

Внедрить финансовый учет

Если компания ведет учет, то собственник всегда знает, сколько бизнес зарабатывает, должен и может потратить. Если все средства под контролем, то не возникнет ситуации, когда средства ушли не по назначению.

Соблюдать личную финансовую дисциплину

Это правило для индивидуальных предпринимателей на упрощенке. Устанавливайте личные лимиты и лимиты для своего дела, чтобы не потратить лишнего. Также лучше завести отдельный счет и карту для бизнеса.

Стать сотрудником

Есть законный вариант устроиться сотрудником в свою компанию. Например, директором. Это позволит каждый месяц спокойно получать зарплату, которую сами себе назначите. Правда, следите, чтобы эта цифра не стала обременительной для бюджета бизнеса. Этот вариант подходит только для ООО, так как ИП не может стать сотрудником в своем бизнесе.

Выплачивать дивиденды

ООО может отчислять собственникам часть прибыли. Эти выплаты называются дивидендами. Это можно делать раз в 3 месяца, 6 месяцев или по итогам года. Правда, по закону дивиденды положены компаниям, которые отработали в плюс по итогам года. Поэтому стоит быть аккуратным в этом моменте.

Распределить деньги

Если в бизнесе есть финансовый учет, то появится и финансовое планирование или распределение денег по фондам. Собственники научатся распределять каждое поступление денег по разным статьям. Например, на налоги, закупку сырья или в резервный фонд. Это наводит порядок в деньгах и защищает от необдуманных расходов.

Если предприниматель не разделяет личные финансы и деньги бизнеса, то это может привести к разорению. Правильно распределять деньги помогут финансовый учет и личная финансовая дисциплина.

Самостоятельно построить финансовую модель бизнеса, можно с помощью бесплатного шаблона от ПланФакта.

Еще больше материалов о ведении бизнеса и деньгах можно найти в телеграм-канале и блоге ПланФакта.