Когда бизнесу нужен юрист? Спойлер:
полезно не только консалтерам, но и инхаусам!
Сейчас готовлю выступление на одном офлайн мероприятии для представителей инфобизнеса на тему «Когда бизнесу нужен юрист и лайфаки при выборе консультантов».
Решил поделиться с вами своими размышлениями на эту тему.
Поскольку я практически 8 лет работал инхаус-юристом и практически 15 лет в консалтинге, специализирующемся на сопровождении и помощи бизнесу, то я вижу следующие три ключевые точки, в которых бизнес остро в нас нуждается (не буду углубляться в модели Адизиса и прочих - крупными штрихами):
1. Начало
Начало любого бизнеса требует юридического сопровождения, хотя бы для того, чтобы предприниматель знал ответы на ключевые вопросы:
🔹Какую организационно-правовую форму выбрать;
🔹На какой системе налогообложения остановиться;
🔹Какие у этого бизнеса отношения с государством (требуются ли разрешения, лицензии и прочее);
🔹Как построить отношения с партнерами, если бизнес организуется не одним человеком.
🔹Также на этом этапе возможно потребуются формы договоров и других документов для взаимодействия с третьими лицами (поставщики, покупатели, продавцы ресурсов и т.д.).
2. Точка роста
Бизнес, укрупненно, всегда находится в одной из двух стадий: плато и «пора перемен».
На стадии «плато» ничего принципиального не происходит, бизнес-процессы отлажены, контрагенты понятны, финансовый план плюс-минус соблюдается. Здесь скука для юриста.
А вот в точке перемен происходит информационный, организационный, корпоративный, финансовый и правовый взрыв, когда юрист жизненно необходим. И неважно, что это: рост бизнеса, слияние с другими, сжимание бизнеса, кризис или банкротство. При любом проявлении правовое сопровождение крайне важно.
3. Внешнее воздействие
Как вы понимаете, внешнее воздействие - термин очень широкий.
Под ним я понимаю любое вмешательство, будь то претензия, проверка, жалоба потребителя, иск, рейдерский захват, изменение регулирования соответствующей сферы, форс-мажор, макроэкономические изменения.
Эта стадия важна и юрист необходим, потому что из нее легко бизнес может перейти со стадии «плато» в «пору перемен». И для предпринимателя крайне важно понимать вектор этого перехода.
❓Для чего нам всем, кто работает с бизнесом или на него, важно понимать и видеть эти стадии?
Для консультантов важно, в первую очередь, при ценообразовании и «нажиме» в продажах.
Если компания стабильна, находится на плато в своем эволюционном развитии, не надо стремиться продать ей что угодно и любой ценой, равно как не надо заламывать цену за абонентское обслуживание. Есть риск потерять клиента.
Выгоднее сохранить отношения на долгосрочную перспективу.
Для инхаусов иногда критично важно это знать. Если вы строите карьеру, стремитесь развиваться, а ваш работодатель «возлегает» на плато, то ваши шансы на развитие, в том числе в зарплате, не велики. Никто не будет «просто так, ни за что» поднимать зарплату в подразделении, которое не генерит дохода. И чем крупнее бизнес, тем дольше может продолжаться стадия спокойного развития.
Вывод – нужен рост, идите туда, где перемены!
Есть поговорка: «не дай Бог тебе жить в эпоху перемен». Для нас же, как правило, это время роста, как профессионального, так и финансового!