Привет, меня зовут Виктор Рындин, я руководитель диджитал-продакшна Wemakefab. Мы разрабатываем корпоративные порталы, ERP-системы и лучшие в России онлайн-сервисы: третий год подряд, по версии отечественных диджитал-конкурсов. Dprofile — наш собственный продукт. Это отечественная инфраструктурная площадка, где можно решить любые задачи, связанные с дизайном.
Год назад, перед релизом Dprofile, мы выпускали статью, где заявили, что собираемся «импортозаместить Behance». Рассказали о площадке, её функциях и поделились ближайшими планами. Тогда мы получили неоднозначную реакцию в комментариях. Кто-то считал, что это всё провальная затея и очередной «Росграмм». Кто-то писал, что мы наобещали золотые горы, а в итоге просто «соберём бабло и свалим в туман». Но было много и тех, кто верил в проект и желал нам успехов.
В этой статье наглядно покажем весь путь реализации Dprofile: от идеи до работающего продукта, который по функционалу уже превосходит тот же Behance.
Изначально у нас была гипотеза, что российским дизайнерам не хватает отечественной площадки, на которой можно публиковать кейсы и искать клиентов. Чтобы подтвердить гипотезу и понять потребности диджитал-рынка, мы провели опросы среди дизайнеров и кастдевы с представителями агентств.
Опрос. В соцсетях опросили больше тысячи дизайнеров о том, откуда приходят клиенты. Результаты показали, что дизайнеры в основном искали клиентов, используя зарубежные сервисы.
В 2022 году большинство площадок не выглядели перспективными. Instagram* заблокировал возможность давать рекламу, Upwork забанил всех россиян, Dribbble морально устарел, Awwwards и CSSDA перестали принимать работы из РФ, а Вehance урезал возможности для резидентов РФ, а сама компания Adobe заняла антироссийскую позицию.
Кастдев. Основные задачи:
— Подтвердить гипотезу, что заказчики и работодатели также нуждаются в отечественной площадке;
— Определиться с функционалом и расставить приоритеты.
Провели интервью с ведущими диджитал-агентствами и другими представителям дизайн-рынка. По опросам, для поиска специалистов все использовали разные зарубежные площадки: Behance, Instagram*, Upwork.
На каждой из площадок были свои особенности, везде разное оформление портфолио и описание опыта специалистов. В результате выбор дизайнера превращался в сложную задачу для эйчара.
Вывод: отечественная площадка для дизайнеров нужна не только самим дизайнерам, но и работодателям. Поэтому функционал площадки должен быть шире, чем просто хранилище кейсов.
Благодаря исследованию мы убедились, что рынку требуется «единое окно», в котором и заказчики, и дизайнеры смогут решать прикладные задачи.
Проблематика. Разным категориям пользователей нужны разные функции. Поэтому мы заложили в основу связку «Специалист — Заказчик — Рынок», чтобы все пользователи могли решать свои задачи и закрывать потребности:
Функции, которые мы решили сделать в первую очередь:
— Презентация портфолио;
— Удобный поиск исполнителей по параметрам;
— Каталоги работ и авторов;
— Прозрачные рейтинговые механики;
— Подписки;
— Дайджесты лучших решений и работ;
— Персональная лента рекомендаций;
— Блоги от лидеров рынка;
— Личные сообщения и комментарии;
— Образовательные программы, курсы и интенсивы.
Визуальное решение. В основе — нейтрально-серьезный фирменный стиль с черно-белой цветовой схемой. Такое решение позволяет не оттягивать внимания от контента пользователей. Для визуальных акцентов в интерфейсе — красно-оранжевые элементы.
Сайт строится на модульной сетке, которая может адаптироваться под разные форматы и размеры продуктов без дополнительной разработки. А тонкие линии служат декоративным элементом интерфейса.
При разработке прототипа одновременно прорабатывали функциональную часть и эстетическую, UI и UX, визуальные решения и архитектуру как единое целое. Благодаря этому сэкономили время и ресурсы продакшна.
Логотип символизирует оболочку, которая объединяет пользователя и площадку в единое целое. Он передаёт главную идею площадки — здесь находится единый профиль дизайнера. В нём использовали образ «точки входа» — поэтому форма внутри знака пустая. А юзерпик пользователя — это «точка выхода» и центр коммуникации, или дополнение, которое заполняет пустоту.
Это помогло привлечь на площадку специалистов с разным опытом и из разных направлений, крутыми кейсами и сформировать костяк сообщества. В MVP вошли самые базовые функции, которые необходимы для публикации кейсов:— Регистрация, активация профиля;— Заполнение информации в личном кабинете;— Загрузка и оформление работ через конструктор кейсов;— Автоматический импорт кейсов с Behance.
Импорт с Behance. Главная ценность дизайнера — портфолио, которое он может собирать годами. Большинство специалистов РФ публиковали кейсы на Behance. Поэтому мы реализовали функцию переноса портфолио с Behance на Dprofile в пару кликов.
Эта функция помогает не только дизайнерам, но и сильно упрощает процессы внутри дизайн-агентств — любой маркетолог или пиарщик сможет перенести все кейсы агентства без страданий и боли.
Технологии: Парсер для импорта портфолио с Behance реализован из двух частей:
Первая — скрипт, который загружает веб-страницы и парсит их содержимое для извлечения информации о профилях и работах.
Вторая — серверная часть, написанная на Rust, управляет всей этой системой.
Rust среди прочего выбрали за его высокую производительность. Нам было важно, чтобы дизайнеры могли полностью перенести портфолио на Dprofile всего за одну минуту.
Фронтенд — Vue.js. Этот фреймворк подходит для создания сайтов, где используется много анимаций и плавных переходов, при этом важна высокая скорость загрузки контента и обновления страниц.
Бэкенд — Laravel. Этот фреймворк позволяет создавать высокопроизводительные и безопасные сайты. Он отлично подходит для построения масштабируемых проектов, таких как Dprofile. Потому что мы планируем постоянно расширять его функциональность.
«Разработку Dprofile мы начали с монолита на Laravel и Vue.js. Это позволило быстро стартовать, что было очень важно для нас. С развитием площадки и функций мы начали понимать, что этот стек в дальнейшем не выдержит нагрузку.
Cейчас мы постепенно переходим на микросервисную архитектуру, которая отчасти реализована на Java, что потребовало изменить и всё окружение проекта, поднять оркестраторы и балансировщики нагрузки и так далее.
Также проект перенесли на облачные сервисы «Яндекса». И развернули на облаках несколько контуров:
— Dev — для разработки;— Test — для тестирвоание фичей и функционала;— Stage — для финальной проверки обновлений и регресс тестирования.
В дальнейшем планируем развернуть всю экосистему проекта на Kubernetes на облаках Яндекса. Это сложный процесс, но он позволит площадке расширяться на другие регионы, выдерживать высокие нагрузки и быть бесперебойной».
— Михаил Балатовский, CTO Wemakefab
Ещё до релиза у Dprofile появилось много недоброжелателей. Мы понимали, что на площадку будут производиться DDoS-атаки, поэтому сразу позаботились о защите.
На первоначальном этапе мы разместили систему на DDoS-защищенных серверах с аппаратной и софтовой защитой. В случае DDoS-атаки хостинг-провайдер фильтровал поток трафика и блокировал тот трафик, который считал подозрительным. Это защищало от атак, но в этом способе была проблема — провайдер не давал доступ к управлению защиты. Мы не могли настроить фильтры и правила защиты оптимальные для Dprofile. При DDoS-атаках сайт хоть и не падал, но загружался медленнее, что негативно сказывалось на юзабилити пло.
Сейчас мы переносим сервера на облачные сервисы Яндекса и используем их защиту от DDoS-атак. Принцип работы здесь такой же, но нам предоставляется полный доступ к управлению. Мы можем оптимально настраивать фильтры, определять тип атаки и даже создавать собственные правила для фильтрации трафика. Так Dprofile остаётся доступным для пользователей даже во время DDoS-атак и работает без задержек.
Закрытое тестирование должно было решить две задачи:
1) Подготовить Dprofile к запуску, проверить работу стартового функционала;
2) Сформировать лояльное ядро аудитории продукта.
Участников тестирования собирали в закрытом телеграм-канале. Туда поэтапно приглашали дизайнеров из разных агентств и компаний. Вначале — дизайн-лидов и арт-директоров, которые могли бы дать самую объёмную и конструктивную обратную связь. На следующих этапах — дизайнеров с опытом оформления портфолио на других площадках, чтобы они могли протестировать стартовый функционал.
Всего мы провели 3 этапа тестирования, в которых поучаствовали около 500 специалистов. Количество участников мы сознательно ограничивали, чтобы нам было по силам обработать всю обратную связь.
Итоги тестирования: получили больше 2000 комментариев с полезной обратной связью, которые превратились в задачи в бэклоге, либо были сразу реализованы.
Благодаря лояльным и замотивированным участникам мы протестировали весь доступный функционал и исправили недочёты. Убедились, что все функции работают, можно проводить официальный запуск и делать Dprofile доступным для всех.
Тестирование позволило распределить нагрузку на отдел разработки и тем самым подготовить площадку к релизу плавно, шаг за шагом.
Благодаря закрытому тестированию новые пользователи попали в живую экосистему с активными участниками. Они не столкнулись с критическими багами и с первого дня могли загружать портфолио, заполнять профили и без ограничений пользоваться другими функциями.
Перед релизом мы доработали существующие функции и добавили новые. Например, реализовали систему жюри, чтобы все сильные проекты были замечены и получили заслуженные награды.
Функции, доступные на момент релиза:
— Импорт портфолио с Беханс;
— Загрузка и оформление работ через конструктор кейсов;
— Подписки;
— Рейтинг специалистов;
— Система жюри;
— Персональная лента пользователя;
— Динамические рекомендации на главной странице.
«Мне нравится принцип «единого окна», когда весь необходимый функционал для работы и продвижения находится в одном месте. Эту идею мы заложили в основу Dprofile. Больше не нужно искать клиентов на Upwork, делиться кейсами на Behance и получать награды на Awwwards. Теперь все эти функции будут собраны на одной площадке. Удобно. Логично. Безопасно».
— Александр Лагута, Сооснователь Dprofile, Ведущий дизайнер Wemakefab
Нужно было решить, какие функции реализовать в первую очередь.
Формирование и приоритезация бэклога. Мы поэтапно формируем список задач, исходя из ожиданий и потребностей пользователей Dprofilе и исходя из наших планов по монетизации площадки.
Чтобы понять, какие функции наиболее востребованы, мы общаемся с целевой аудиторией: дизайнерами, работодателями, представителями онлайн-школ и менторами. Также каждый день читаем обратную связь от пользователей в чате сообщества Dprofilе, в комментариях соцсетей и в форме обратной связи на сайте. Лучшие идеи добавляем в бэклог.
По каким параметрам мы понимаем, что функция востребована:
— Есть примеры реализации на других площадках;
— Конструктивное описание работы функции;
— Запрос сразу от нескольких пользователей;
— Актуальность с точки зрения конкурентоспобности и монетизации;
— Возможность поддерживать новый функционал.
«После релиза в первую очередь мы хотели реализовать функционал текстовых статей. Нам казалось, что это востребованный инструмент, который позволит не просто показывать свои проекты, но и подробно их описывать. Но пообщавшись с дизайнерами, поняли, что главная их потребность — продвижение себя на площадке. Поэтому мы решили, что в первую очередь реализуем инструменты продвижения».
— Виктор Рындин, Сооснователь Dprofile, CEO Wemakefab
В бэклоге у нас было две фичи, которые могли помочь набрать популярность активным авторам и увеличивать просмотры опубликованных проектов — истории и динамический рейтинг.
Истории. Блок с историями пользователей мы добавили на главную страницу Dprofilе. Туда попадают топ-10 историй, которые набрали больше всего оценок. Остальные попадают в ленту подписчикам автора и в категории, которую он присвоил истории.
Пользователи могут ставить реакцию историям и переходить по ним на полные страницы с проектами.
Динамическая система рейтингов. Изначально на площадке был только общий рейтинг. Он формировался на основе баллов, которые выдавались за разные активности. Но получилась ситуация, что вершину рейтинга заняли опытные специалисты, у которых было большое портфолио и аудитория. При такой механике новички никогда бы не смогли обогнать экспертов с многолетним опытом.
Мы добавили второй вид рейтинга, который показывает самых активных дизайнеров на площадке за последние 3 месяца. И сделали, чтобы этот вид рейтинга показывался по умолчанию. Так у молодых и талантливых специалистов появилась возможность стать выше самых опытных «старичков» в рейтинге.
Если заказчику нужно увидеть общий рейтинг за всё время, он без проблем сможет переключиться на него и найти самых признанных специалистов на рынке.
Работодатели. Мы разрабатываем профиль работодателя и функционал по публикации вакансий. В разделе будут представлены вакансии и единоразовые заказы. Площадка будет выступать как информационный посредник и не будет брать никаких комиссий. Все расчеты будут проходить напрямую между участниками сделки. В настоящий момент на Dprofile в разделе «Работодатели» расположена страница с основной информацией для работодателей.
Несмотря на то, что полноценный раздел с вакансиями мы ещё не запустили, работодатели уже начали обращаться к нам. Чтобы не терять эти обращения, мы создали телеграм-канал «Dprofile. Работа», где размещаем вакансии для дизайнеров бесплатно. На канале уже больше четырёх тысяч подписчиков.
Образование. Глобально мы хотим сделать информативный каталог всех адекватных и полезных курсов по дизайну, с удобными фильтрами: по тематике, уровню сложности, стоимости, продолжительности и другим параметрам. Чтобы дизайнеры могли быстро понять, какое обучение больше всего подойдёт на данном этапе карьерного пути, и сделать взвешенный выбор.
Сейчас на странице — список школ и менторов, которым мы доверяем. Со временем раздел будет развиваться и обрастать новыми функциями.
Другие крупные запланированные обновления:— Блоги пользователей и возможность публиковать статьи;— Функции «Аккаунт.Pro», которые расширят возможности работы с площадкой.
Подробное видеоинтервью с Александром Лагутой о планах по развитию Dprofile на следующие 2 года
Тратим на активности в среднем 400 тысяч рублей каждый месяц. Большая часть уходит на лектории, платный трафик и мерч.
Соцсети. За полгода до релиза Dprofile мы завели канал в «Телеграме» и паблик во «Вконтакте». В них публиковали посты о целях и планах по развитию площадки. Сейчас в соцсетях публикуем актуальные новости о Dprofile, его функционале и сообществе, даём советы, как правильно взаимодействовать с площадкой, и анонсируем мероприятия.
Также мы создали канал на Youtube. Там проводим онлайн-трансляции с мероприятий, выкладываем лекции, интервью и другие видео связанные с сообществом Dprofile.
Платный трафик. Параллельно с официальным запуском площадки мы запустили рекламные кампании во «ВКонтакте» и в «Рекламной сети Яндекса». Из форматов мы используем статичные баннеры разных размеров и текстово-графические объявления.
Во «ВКонтакте часть объявлений направляет к регистрации на Dprofile, а часть — на подписку на нашу группу, что позволяет нам увеличить количество подписчиков.
Медиа. Перед запуском площадки мы написали большую статью на VC о том, как разрабатываем Dprofile. В статье предложили всем заинтересованным пройти предварительную регистрацию и стать первыми пользователями. Публикация собрала 11 тысяч просмотров и 195 комментариев.
После запуска Dprofile стал привлекать внимание лидеров рынка и отраслевых СМИ, а мы с удовольствием давали интервью и рассказывали о площадке. Например, вышло несколько интервью и подкастов на YouTube с основателями Dprofile — Виктором Рындиным, Александром Лагутой. Также выходили статьи в «Журналусе» Артемия Лебедева, на платформе Skillbox Media и в журнале для дизайнеров Awdee.ru.
Лектории. Мы запустили офлайн-мероприятия в формате лекториев. Их основная цель — развитие дизайн-сообщества. На лектории приглашаем дизайнеров, которые хотят развиваться, делиться знаниями и заводить полезные знакомства. Предоставляем возможность выступить с докладом всем желающим — как экспертам, так и новичкам.
«На выездных лекториях проводим двухдневную программу. Первый день — лекционный, участники слушают доклады экспертов, перенимают их опыт. Второй — практический, с фокусом на живое общение и нетворкинг. Участники сами пробуют выступать с мини-лекциями, на мастермайндах обсуждают свои проблемы и актуальные вопросы.
Такая программа помогает участникам преодолеть стеснение: в первый день они привыкают друг к другу, к экспертам и организатором, а во второй — активно общаются. Нередки случаи, когда на лектории начинающий дизайнер подходит к арт-директору и решает свои насущные вопросы. Например, несколько ребят так нашли работу».
— Евгений Топычканов, пиар-менеджер Dprofile
Интеграция в официальные рейтинги. Одна из стратегических задач, которая могла помочь в продвижении — заколлаборироваться с другими инфраструктурными проектами российского рынка. Мы начали с «Рейтинга Рунета» — связались с их организаторами и подробно рассказали про нашу систему оценки работ, про виды наград и расскрыли членов жюри.
В итоге коллеги из «Рейтинга Рунета» стали учитывать награды Dprofile в своей новой методологии. Так мы получили признание диджитал-сообщества, а ценность площадки сильно возросла. Пользователи стали получать не просто красивые ачивки за проект, а полноценные награды, которые влияют на их позицию на диджитал-рынке.
Коллаборации. На лекториях и отраслевых мероприятиях мы знакомимся с представителями дизайн-индустрии и с некоторыми договариваемся о совместных проектах.
На данный момент провели четыре таких спецпроекта:
— «Бренд-поток» в коллаборации с ENDY и CreativePeople;
— «Дизайн-трейн» в коллаборации с «Простором» от VK и Нижегородским метро;
— CVD Poster Combat, в коллаборации с «Щёлочью»;
— Pyrobattle, в коллаборации с Pyrobyte.
Во всех проектах дизайнерам нужно было подготовить проект по специальному техзаданию, а результат опубликовать на Dprofile. Так мы получаем для себя новую аудиторию, а дизайнеры — интересные проекты в портфолио, дополнительные охваты и обратную связь от арт-директоров и других признанных специалистов.
Амбассадоры. В разных городах мы находим людей заинтересованных в развитии дизайн-сообщества. Самым активным мы предлагаем стать амбассадорами Dprofile. Амбассадоры помогают нам организовывать лектории в своих городах и продвигать площадку, а сами получают возможность стать заметным в своем городе и прокачать личный бренд. Также в будущем мы планируем сделать на Dprofile отдельную страницу с амбассадорами.
На старте разработки над Dprofile работали:
— Руководитель проекта;
— Дизайнер-технолог;
— Фронтенд-разработчик;
— Бэкенд-разработчик;
— Тестировщик;
— Проджект-менеджер;
— Пиар-директор.
С развитием площадки мы следили за тем, как меняется архитектура, какие появляются новые задачи и успеваем ли укладываться в сроки. И своевременно добавляли новых людей в команду. Например, когда запустили имейл-рассылки — взяли ещё одного фронтенд-разработчика. В итоге сейчас в команде уже больше 15 человек:
— Руководитель проекта;
— Дизайнер-технолог;
— Тимлид;
— Бренд-директор;
— 4 бэкенд-разработчика;
— 3 фронтенд-разработчика;
— 2 тестировщика: автоматический и ручной;
— Проджект-менеджер;
— Технический аккаунт-менеджер;
— Пиар-менеджер.
На содержание такой команды в среднем требуется 6 000 000 рублей в месяц.
В дальнейшем мы планируем сформировать отдельные команды под все ключевые разделы Dprofile: для дизайнеров, работодателей, школ и менторов.
Мы создали качественный продукт на стыке «Специалист — заказчик — рынок», с помощью которого все участники могли решать свои бизнес-задачи.
Для специалистов, агентств, студий Dprofile — это площадка, куда можно быстро выгрузить портфолио, получить награду, вырасти в рейтинге по понятной балльной системе, поучаствовать в активностях, марафонах, прокачать насмотренность, сохранить референсы в избранное и т. д. Теперь дизайнеры могут использовать одну площадку для решения всех своих задач, не распыляясь на несколько разных сервисов.
Для работодателей и заказчиков — предсказуемая площадка, где все профили специалистов стандартизированы; где можно посмотреть: все работы, за что специалист получил рейтинг, как он позиционирует себя в сообществе, есть ли у него награды. Благодаря этому можно быстро найти специалиста с нужным опытом и не тратить время на разбор нерелевантных откликов.
Для рынка — площадка, которую не заблокируют и где есть большое русскоговорящее сообщество, включая не только специалистов, но и работодателей, школ и менторов. Также площадка, где можно создать пиар-активности, найти единомышленников, поучаствовать в онлайн- и офлайн-мероприятиях.
«Когда мы ездим на лектории в разные города — видим, что ребятами-дизайнерам очень не хватает какой-то движухи. Многие не понимают, как расти в карьере, где искать заказчиков, как оформлять портфолио. Это всё системная проблема, которая исторически сформировалась на рынке. Но сейчас благодаря Dprofile мы внедряем новые стандарты, культуру. Начиная с хорошего тона в общении в чатах, заканчивая четким понимание карьерного пути. Наши пользователи это ценят — именно поэтому площадка растёт и будет расти органически».
— Константин Лобанов, Бренд-директор Wemakefab и Dprofile
Статистика:
— 20 000+ зарегистрированных пользователей;
— 38 000+ опубликованных кейсов. Многие работы уникальны и загружены только на Dprofile.
— 150 000+ уникальных посетителей в месяц.
Награды:
— 1 место в конкурсе «Рейтинг Рунета 2023» в номинации «Сервисы»;
— 1 место на Workspace Digital Awards в номинации в номинации «Сайты / онлайн-сервисы»;
— 1 место на ruward AWARD в номинации «Кейс года»;
— Золото на Tagline Awards в номинации «Лучший MVP-сайт»;
— Бронза на Tagline Awards в номинации «Лучший импортозамещающий сайт».
Монетизация. Пока что прибыль приносит только раздел «Образование» — около 1 000 000 рублей в месяц. К началу 2024 появится монетизация раздела «Работа». А позже появятся PRO-аккаунты.
Инвестиции. Нас часто спрашивают, на какие средства мы разрабатываем Dprofile и привлекаем ли инвестиции. Пока что вкладываем в разработку только собственные средства, которые получаем от Wemakefab. Однако расходы постоянно растут, поэтому мы готовы рассмотреть предложения от потенциальных инвесторов и партнёров.
В идеале мы видим партнёрство со стратегом — большой компанией, со своей экосистемой цифровых продуктов. Которая сможет усилить нас не только инвестициями, но и другими возможностями, открывающиеся в рамках работы одной большой инфраструктуры.
Если вам это интересно, напишите мне в телеграм.
Пишите в комментарии, что думаете о площадке и её функционале. А таже задавайте вопросы, если в статье вам не хватило какой-либо информации.
Если вам нужно разработать сложный онлайн-сервис, напишите нам. Мы занимаемся разработкой подобных сервисов как Dprofile под ключ.
*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией