Почему у Блиновской и Шабутдинова получилось, а у Собчак нет
Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем так, для души.
Сегодня история о том, как Ксения Собчак пыталась стать инфоцыганкой. Ей удалось сделать из своего имени бренд: успела побывать ведущей популярного реалити-шоу, кандидатом в президенты России и стать узнаваемой журналисткой.
А потом она запустила обучающий курс по достижению успеха. На таких инфопродуктах Пётр Осипов и ему подобные сколотили состояния, но курс Собчак аудитории не зашёл. Попробовали разобраться, почему так вышло.
Интервью с Еленой Блиновской на канале «Осторожно: Собчак» вышло в начале 2022 года. Оно набрало больше 14 миллионов просмотров и стало самым популярным на ютубе журналистки. Чуть меньше, 9 миллионов просмотров, набрал выпуск об инфоцыганах. И это тоже одно из топовых видео на канале Собчак.
Зрители хорошо приняли интервью с инфоцыганами: фрагменты видео вирусились в соцсетях, ответы Блиновской разобрали на цитаты, а в комментариях к материалу журналистку поддерживали и восхищались.
Ксения задавала продавцам знаний неудобные вопросы и по шагам разбирала их схему заработка:
Шаг 1. Нарисовать картину успешной и красивой жизни.
Шаг 2. Дать аудитории «волшебную таблетку» — быстрое решение проблемы, на которую обычно уходят годы.
Шаг 3. Поддерживать образ успешного «экспертного эксперта», который разбирается во всём, от гороскопов до криптовалют.
Шаг 4. Быть в потоке и в ресурсе — мыслить позитивно и визуализировать.
Несколько выпусков с известными инфоцыганами — и за ней закрепилась репутация их обличительницы. «Случайная глянцевая задница из инстаграма* — не самый лучший педагог», — говорит в одном из таких видео журналистка.
Кто бы мог подумать, что разоблачительные видео будут прогревами к собственному инфопродукту — курсу по построению коммуникации и зарабатыванию денег.
В своих видео Ксения говорила, что в России есть качественные, не инфоцыганские курсы. И через несколько месяцев после интервью с Блиновской запустила тренинг «Метод Собчак». «Я поняла, что могу создать кое-что оху…нное», — говорит Ксения в видеоанонсе интенсива.
Рекламную кампанию Собчак построила на принципах, которые так любят использовать инфоцыгане: прогревы, бесплатные вебинары, ограниченные по времени скидки на тарифы. Например, перед открытием продаж был бесплатный вебинар, на котором журналистка рассказывала о курсе.
На курсе обещали научить зарабатывать деньги, строить карьеру и налаживать коммуникации. И всего-то за восемь недель. Тренинг разбили на пять модулей:
Как призналась Собчак, большинство советов из курса основаны на её личном опыте и на жизненном опыте успешных людей, у которых она брала интервью.
По сути, курс рассказывал то же самое, что рассказывают инфоцыгане: как прийти к успеху. Только покупателям предлагали не запускать шары в небо и не составлять карты желаний, а налаживать коммуникацию и устанавливать долгосрочные связи. Именно они приводят людей к успеху, считает журналистка.
Например, урок «Как найти точку приложения усилий и прийти к нужному результату» — это совет разбить одну большую задачу на несколько маленьких. А чтобы не задерживаться на работе, стоит прийти на неё пораньше, всё сделать и уйти вовремя. И правда, никакой эзотерики, но где-то рядом точно проходил Капитан Очевидность.
На уроке про эффективную коммуникацию Ксения рассказала, что не стоит навязывать людям свою точку зрения, нужно уважать и принимать людей. Вероятно, устами Собчак в этот день говорил сам Дейл Карнеги.
На курсе были доступны три тарифа: за 11 900 ₽, за 39 900 ₽ и VIP-тариф стоимостью 600 000 ₽.
Самый дешёвый тариф — просто лекции. Самый дорогой включал «плюшки»: интервью с Собчак, стажировку в её команде, личные рекомендательные письма. Ещё за 600 тысяч рублей ученики могли получить ответы на вопросы в виде войсов.
«Метод Собчак» обсуждали СМИ и пользователи интернета. Многие критиковали стоимость курса и продажу по сути успешного успеха, только под отличным от инфоцыган соусом.
После запуска курса появились новости, что на Собчак написали заявление о мошенничестве. Несколько человек, которые потратили на участие по 600 тысяч рублей, были недовольны «Методом Собчак». Они утверждали, что не получили услуг из тарифа. Журналистка тоже отреагировала: назвала заявление «заказухой», а его авторов провокаторами, которые начали жаловаться ещё до старта тренинга. Конфликт освещали разные СМИ.
По информации всё тех же СМИ, курс купили около 2 500 человек, а доход Собчак с продажи знаний мог составить от 36 до 106 миллионов рублей. Несмотря на такие цифры, о новых наборах Собчак молчит. Поставить инфопродукт на поток, как это было у Шабутдинова, Осипова и Блиновской, не вышло.
Сейчас «Метод Собчак» ещё висит на образовательной платформе Megacampus для запуска курсов и онлайн-школ. Фото Собчак красуется на главной странице в блоке доверия.
После запуска курса Собчак объявила, что пришла в образование надолго, будет создавать собственный институт и разные образовательные продукты. Таким был её ответ на обвинения в низком качестве тренинга. Несмотря на такие громкие заявления, продажи «Метода Собчак» закрыты, анонсов новых потоков нет. Возможно, потому, что часть денег недовольным ученикам пришлось вернуть. Сколько на самом деле заработала журналистка на запуске инфопродукта (и заработала ли), неизвестно.
Не можешь победить — возглавь. Казалось бы, гениальный маркетинговый ход, но в случае с Собчак он обернулся фиаско. Возможно, потому, что обмануть людей не так просто. Особенно если ты сама научила аудиторию отличать качественные курсы от подделок сомнительного качества.
Несколько недель назад на канале Собчак вышел новый выпуск. Из серии тех, которые так понравились аудитории — с инфоцыганом Арутом и нападками журналистки: «Ты лютый пи…бол!»
Это прогрев перед новым инфокурсом, Ксения Анатольевна? 🙂
Если вам понравился текст, вы можете заказать такой для своей компании.
***
Мы в агентстве КОМРЕДА делаем блоги, медиа, спецпроекты, соцсети и многое другое.А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.
* запрещенная на территории Российской Федерации организация