Один миллиард строк персональных данных утёк в сеть только за первую половину 2024 года. Защита персональных данных клиентов становится приоритетом для бизнеса. Штрафы за утечки растут, требования к безопасности ужесточаются, а несоблюдение норм может привести к серьёзным последствиям.
В статье разбираем, какие риски несут утечки, какие компании уже столкнулись с проблемами, а в конце — даём рекомендации и делимся чек-листом, который поможет бизнесу защитить данные клиентов.
Нарушение конфиденциальности персональных данных (ПДн) может привести к серьёзным последствиям для компаний, особенно с учётом ужесточения законодательства в этой области. Основные риски — юридические, финансовые, репутационные и операционные последствия. Рассмотрим их подробнее.
Федеральный закон от 30.11.2024 № 420-ФЗ внёс изменения в статью 13.11 КоАП. В новой редакции различают штрафы за утечку:
- общих категорий ПДн от 10 до 100 тыс. идентификаторов — от 3 до 5 млн. рублей, более 100 тыс. субъектов или 1 млн. идентификаторов — от 10 до 15 млн. рублей;
- специальных категорий ПДн — от 10 до 15 млн. рублей;
- биометрических ПДн — от 15 до 20 млн. рублей.
В случае умышленного нарушения конфиденциальности ПДн, например, сотрудник решил незаконно воспользоваться или передать ПДн, возможна уголовная ответственность по статье 272.1 УК РФ (до 4 лет лишения свободы).
Штрафы, судебные издержки и затраты на устранение последствий утечки данных, например, восстановление систем защиты.
Потеря клиентов, снижение доходов из-за потери доверия, затраты на PR-кампании для восстановления репутации.
Клиенты, чьи данные были скомпрометированы, могут подать в суд с требованием о возмещении ущерба, компенсации морального вреда.
Утечка ПДн подрывает доверие клиентов к компании, особенно если речь идёт о финансовых или медицинских данных.
Инциденты с утечкой ПДн часто становятся достоянием общественности, что может негативно отразиться на имидже компании.
Если утечка данных затронула сотрудников, это может привести к снижению их лояльности и увеличению текучки кадров.
После утечки данных компании придётся инвестировать в усиление защиты, аудит систем и обучение сотрудников.
В случае кибератаки или утечки данные могут быть утрачены без возможности восстановления, что приведёт к сбоям в работе.
Кстати, компаниям нельзя скрывать утечки — с 30 мая 2025 года неуведомление Роскомнадзора грозит штрафом до 3 миллионов рублей. Что нужно делать:
В России только за первую половину 2024 года в интернет утекло около 1 млрд строк персональных данных. Лидером по числу утечек стал онлайн-ритейл. На него пришлось 30,8% зарегистрированных инцидентов (19,6% в 2023 году). Расскажем про самые громкие случаи прошлого года.
Rendez-Vous
В начале прошлого года интернет-магазин подвергся масштабной кибератаке. Служба информационной безопасности Rendez-Vous официально подтвердила, что злоумышленниками были несанкционированно скопированы и попали в открытый доступ такие данные клиентов, как: ФИО, адреса имейлов, телефоны, информация о заказах.
«ВинЛаб»
В июле 2024 года СМИ сообщили, что в открытом доступе были выложены фрагменты таблицы с данными покупателей «ВинЛаб»: ФИО, телефоны, адреса имейлов, пароли, номера карт лояльности, количество бонусов и т.п. В частичном дампе содержалось более 408 тыс. строк с данными пользователей, но, по сообщению телеграм-канала «Утечки информации», в таблице содержалось гораздо больше данных: 8,2 млн уникальных номеров телефонов и 1,6 млн уникальных адресов электронной почты.
Trello
В январе 2024 года в открытый доступ попала база данных пользователей сервиса управления проектами Trello. Позже эта информация продавалась на одном из даркнет-форумов. Известно, что данные были собраны путём запросов к официальному API платформы, а не в результате хакерского взлома. База содержала более 15 миллионов записей, включая адреса имейлов, имена и фамилии, логины, ссылки на аватары пользователей.
Наш руководитель службы технических разработок Алексей Григорьев поделился рекомендациями для обеспечения безопасности, которых мы придерживаемся внутри агентства. Берите на вооружение.
1. Поддерживайте актуальные версии ПО
Современное программное обеспечение состоит из множества компонентов, каждый из которых может содержать уязвимости. Регулярное обновление — один из важнейших аспектов безопасности.
Что делать:
2. Используйте антивирусы
Новые угрозы появляются ежедневно, поэтому важно обеспечивать защиту на всех уровнях.
Что делать:
3. Контролируйте работу с данными
Данные из продакшен-среды не должны покидать её пределы без строгих правил безопасности.
Что делать:
4. Разработайте и соблюдайте внутренние политики безопасности
Чёткие правила работы с персональными данными и конфиденциальной информацией помогут минимизировать риски.
Что делать:
5. Защитите учётные записи и доступы
Атаки на учётные записи — один из самых распространённых способов взлома систем.
Что делать:
6. Обеспечьте безопасность кода
Разработчики иногда допускают ошибки, которые могут привести к уязвимостям в коде.
Что делать:
7. Защитите сеть и серверы
Безопасность серверов и сетевой инфраструктуры — ключ к защите веб-приложений.
Что делать:
8. Следите за новыми угрозами и трендами в безопасности
Угрозы безопасности постоянно эволюционируют, поэтому необходимо следить за новыми тенденциями.
Что делать:
9. Будьте осторожны с использованием искусственного интеллекта
Многие ИИ-системы не раскрывают детали обработки данных, что создаёт риски утечки информации.
Что делать:
Делимся нашим чек-листом проверки безопасности, который мы применяем на всех стадиях управления клиентскими проектами. Используя его, вы существенно повысите уровень безопасности ваших проектов и защитите бизнес от угроз.