В современном мире информационного изобилия онлайн-кинотеатрам и телеканалам недостаточно создать качественный контент. Нужно еще донести его до внимания зрителя, которого непрерывно облучают своими сигналами множество конкурирующих производителей. Тем не менее, лидеры рынка находят способ наращивать аудиторию несмотря на все сложности. Какие методы и стратегии востребованы в медиа-индустрии, рассказала Мария Высоцкая, управляющий директор digital-агентства Red Digital.
Положение в индустрии медиа-контента непрерывно меняется в соответствии с поведением и требованиями аудитории. Интернет отвечает главным запросам сегодняшнего зрителя: возможность самому управлять содержанием и временем просмотра. Телевидение, с его фиксированной программной сеткой, такую адаптивность обеспечить не может, что отражается на просмотрах.
Согласно исследованию медиаландшафта от экспертной группы «Родная речь», опубликованному в сентябре 2024 года, время, которое проводят пользователи в интернете, значительно превышает время просмотра телевидения. Интересно, что динамика по возрастным категориям демонстрирует уверенную диджитализацию старшей группы 65+. Хотя в абсолютных цифрах охват телевидения здесь почти что вдвое выше, чем у интернета, однако увеличение онлайн-потребления за год выросло на 6% - для сравнения, в остальных категориях показатели роста не превысили 2%.
Важным фактором, повлиявшим на тенденции индустрии, стало замедление YouTube, происходившее летом-осенью 2024 года. Принадлежащий Google сервис был безусловным гегемоном медиапотребления: по данным Mediascope, в июне 2024 года месячная аудитория YouTube в России составила 95,6 миллиона человек, то есть 78,5% от всего населения страны. Однако в результате замедления уже в августе посетители провели на хостинге 15% меньше времени, чем в июле.
Хотя в целом лидерские позиции YouTube еще удерживает, перетекание аудитории на новые площадки вызвало бурный рост популярности отечественных видеоплатформ и онлайн-кинотеатров. Охват сервиса Rutube, позиционирующегося в качестве отечественной альтернативы YouTube, в августе 2024 года вырос почти на четверть, достигнув 58,3 млн человек. Еще мощнее Rutube продвинулся на SmartTV, где среднесуточная аудитория видеохостинга выросла почти в три раза, а просмотр детского контента - в целых 17 раз.
Также Rutube фиксирует значительный рост просмотров прямых эфиров телеканалов (+58%). Кроме того, категория новостей и политики, которая традиционно пользуется популярностью на платформе, продемонстрировала увеличение в августе на фоне активного новостного фона — ее просмотры возросли в 2,7 раза.
Другими явными бенефициарами проседания YouTube стали «Кинопоиск» и «Okko». В августе-сентябре 2024 года «Кинопоиск» нарастил зрительскую аудиторию на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а время, которое посетители проводили на платформе, возросло на 60%. Прогресс «Okko» чуть скромнее, но тоже ощутимый: дневная аудитория онлайн-кинотеатра увеличилась на 25%.
Телеканалы и онлайн-кинотеатры ведут борьбу за зрителя в стремительно меняющемся медиа-ландшафте. Традиционные ТВ-компании находятся в роли догоняющих: активный переход пользователей разных возрастных групп в интернет, сформировавшаяся привычка потребления контента (причем не только развлекательного и новостного, но также и серьезного, образовательного) через видеоплатформы - все это вынуждает искать новые решения, чтобы не потерять рынок.
Онлайн-кинотеатры хоть и наращивают месячные охваты, однако тоже ведут активную политику по расширению аудитории. Одним из главных инструментов продвижения остается реклама: такие крупнейшие игроки как «Кинопоиск», Premier, Okko и другие, в последнее время наращивали рекламные бюджеты и не планируют останавливаться. В частности, суммарные расходы на наружную рекламу у 8 крупных онлайн-кинотеатров увеличились в 2023 г. почти вдвое, составив 1,4 млрд против 802 млн рублей. в 2022-м. Можно уверенно прогнозировать, что тенденция к активному рекламному продвижению контента сохранится и по итогам 2024 года.
Однако, даже в этих условиях реклама является не единственной стратегией продвижения, к которой прибегают онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы.
Болезненным ударом по индустрии онлайн-кинотеатров стал уход западных производителей и поставщиков контента. На фоне исчезновения из подписок американских и европейских фильмов и сериалов, площадки стали искать альтернативные варианты. Однако кино- и сериальная продукция Турции, Индии, Китая, Южной Кореи и других не могла в полной мере компенсировать потерю зрителям, ориентированным на Netflix, HBO, Disney и т.д.
Это стимулировало отечественные компании сосредоточиться на производстве собственного контента. Хотя большинство участников рынка настаивает, что данный шаг был продиктован в основном внутренней логикой развития. Например, в основе концепции Kion изначально лежало «производство и ритмичность выпуска оригинального контента», а в Okko лидерами просмотров и до санкций были сериалы собственного производства. Примечательно, что аналогичная позиция озвучивается и со стороны теле-холдингов: заместитель генерального директора ВГТРК А. Нечаева, утверждает, что компания с момента своего создания ориентировалась на отечественный контент и уход западных мейджоров на эту политику принципиально не повлиял.
Так или иначе, акцент на производство ориджиналс (оригинальные и в идеале эксклюзивные сериалы платформ) у российских сервисов стал заметно выраженным. И данный шаг оказался эффективным, причем с разных точек зрения. В первую очередь, это сработало на столь желанное платформами привлечение аудитории. Например, у онлайн-кинотеатра Start доля оригинального контента летом 2023 года составила 80% от общего смотрения, у Kion и Premier — около 50%. По оценке генерального директора Kion на начало 2024 года до 70% пользователей приходят на платформу именно ради уникального контента онлайн-кинотеатра.
Производство оригинальных сериалов - дорогостоящий процесс, стоимость одного эпизода может достигать 50−80 млн рублей. Таким образом, для выхода на окупаемость нужно привлечь 1,6 млн подписчиков.
На текущий момент доля просмотра оригинального контента в разных российских онлайн-кинотеатрах варьируется от менее 15% до более 50%, однако его популярность и количество постоянно растут. Для некоторых сервисов, как Premier, originals уже предстают лидерами по привлечению пользователей, несмотря на скромную (около 25%) долю в общей библиотеке.
В сегодняшних непростых рыночных условиях разные площадки также предпочитают сотрудничать, а не конкурировать для достижения большей узнаваемости и охвата зрителей.
Телевидение и онлайн-кинотеатры. Представители двух совершенно разных форматов имеют, что предложить друг другу. У эфирных телеканалов есть многолетний опыт в коммуникации с аудиторией, тогда как онлайн-кинотеатры только делают первые шаги в производстве и продвижении оригинальных проектов, совершая неизбежные ошибки. Кроме того, без дополнительной маркетинговой стимуляции даже у самого «хайпового» продукта на стриминговых платформах снижаются просмотры и интерес со стороны зрителей
С другой стороны, устоявшаяся телевизионная концепция по запуску контента с годами несколько “окостенела”, в то время как онлайн-кинотеатры экспериментируют с моделями взаимодействия и открывают новые возможности. Сотрудничество телевидения и онлайн-кинотеатров позволяет обеим сторонам более эффективно продвигать свой контент.
Для ориджиналс-проектов, созданных онлайн-кинотеатрами, показ на телевидении служит мощным бустером. Эксперты отмечают, что после показа фильма или сериала на телевидении — волна интереса вновь возрастает, а эфиры и анонсы становятся дополнительной рекламой. Пример - запуск сериала «Черное солнце» от Kion на НТВ в апреле 2024 года. После старта показа рост поисковых запросов значительно превысил показатели маркетинговой кампании самого стримингового сервиса.
В обратную сторону схема тоже работает: при модели catch forward онлайн-кинотеатры получают права на цифровой релиз до премьеры в эфире. Так платформы Premier и Okko выпустили сериал «Постучись в мою дверь в Москве» задолго до эфира на ТНТ. А ВГТРК показал сериал «Елизавета» сначала в цифровой среде, потом на ТВ, и это привлекло возрастную аудиторию на платформу.
Партнерство онлайн-кинотеатров. Успешный опыт взаимодействия с телеканалами мотивирует российские видео-платформы сотрудничать еще “по горизонтали” - друг с другом. Сотрудничество с другими студиями для создания совместных проектов позволяет партнерам сократить расходы и расширить аудиторию. Хотя здесь возможны и негативные эффекты: снижается уникальность отдельных сервисов и количество эксклюзивного контента на платформах.
Когда-то соцсети считались в маркетинге просто дополнительным каналом продвижения, но с тех пор они значительно повысили свой статус. В середине лета 2024 года, аудитория социальных сетей в России насчитывала более 100 миллионов человек - такие показатели, недостижимые для любого другого рекламного канала, делают соцсети неотъемлемой частью маркетинговой стратегии.
Согласно проведенному Mediascope исследованию медиапотребления в России в 2024 году, первое место среди потребления контента респондентами занимает видео — 20%. По 16% приходятся на социальные сети и на мессенджеры.
Помимо чисто количественных характеристик, соцсети имеют и другие преимущества. Они дают доступ к аудитории не только огромной по охвату, но еще и географически распределенной и сегментированной по интересам. Это позволяет таргетировать рекламу и контент на конкретные группы пользователей, тем самым повышая эффективность маркетинговых кампаний. Кроме того, интерактивная насыщенность среды, с такими функциями как комментарии, лайки, репосты, сториз, дает доступ к прямой коммуникации с аудиторией, создавая эффект виральности контента и повышая показатели вовлеченности.
Закономерно, что не только онлайн-кинотеатры, но и крупные российские медиахолдинги адаптируют свои стратегии продвижения контента к новым реалиям и используют возможности соцсетей. Выбор конкретной платформы зависит от целевой аудитории и формата предлагаемого контента.
Согласно исследованию медиаландшафта от группы компаний «Родная речь», эфир полностью забит рекламой — на 95% от максимально допустимого под нее времени. Зритель от нее уже устал и больше на нее не реагирует, и это ставит под вопрос эффективность инвестирования в рекламные инструменты. При том, что стоимость рекламы в 2025 году на федеральных телеканалах вырастет в среднем на 50%, компании вместо узнаваемости рискуют просто “сжечь” деньги впустую.
Чтобы все-таки проложить себе путь к новой аудитории, онлайн-кинотеатры и телеканалы должны адаптироваться, находить новые инструменты продвижения и способы коммуникации со зрителем.
Интерактивный контент эффективно преодолевает баннерную слепоту и вовлекает пользователя, подталкивая того взаимодействовать с рекламой. Такие элементы, как игры, викторины, опросы и тесты подогревают любопытство, а активное взаимодействие способствует лучшему запоминанию информации. Статичные баннеры могут достичь более широкого охвата аудитории, однако интерактивные элементы оставляют более яркий след в памяти пользователя и тем самым эффективнее в донесении рекламного сообщения.
Просто перенести старые форматы в новую медиа-среду недостаточно, их надо адаптировать к специфике и потребностям аудитории. Например, сейчас спортивные трансляции переходят в онлайн, но их формат остается таким же, как и на телевидении. В то время как у онлайн-зрителей, согласно исследованию Deloitte, сформировался запрос на новые опции. Например, им интересен MultiCam — функция, которая бы позволила пользователю самостоятельно выбрать ракурс просмотра, а не только тот, что показывает оператор.
То есть при помощи интерактивности трансляции могли бы добиться еще большей вовлеченности, лояльности и доверия зрителей - и этот же принцип подходит для выстраивания рекламных коммуникаций в современном медиа-пространстве.
Эффективным методом в борьбе за внимание зрителя является персонализация контента. Такой контент основывается на интересах и потребностях конкретного пользователя, тем самым приобретая личностный, неформальный характер. В отличие от обобщенных рекламных сообщений, которые часто игнорируются как неактуальные, персонализация цепляет внимание зрителя, поскольку сообщение кажется специально предназначенным для него.
В число таких инструментов, отвечающих одновременно принципам интерактивности и персонализации, входит брендформанс-формат VPAID. Он устанавливает общий интерфейс между видеоплеерами и рекламным блоком, обеспечивая насыщенную интерактивную потоковую рекламу. Во время основного ролика возникают интерактивные элементы: они предлагают дополнительные видео, релевантные по тематике.
Понятие брендформанс - это современный гибрид “бренд”- и “перфоманс”-подходов, когда одна единица контента отвечает сразу и за имидж, и за рекламу. Одна стратегия работает на репутацию и имидж, другая — на конкретные финансовые показатели: продажи, заявки, посещения и регистрации. Например, VPAID позволяет включить в видеорекламу специальные предложения или акции (скидка на подписку или доступ к премиум-контенту), которые могут быть активированы прямо из видео.
VPAID обладает аналитическим и креативным потенциалом: он может собирать данные о предпочтениях зрителей и предоставлять персонализированные рекламные предложения. Например, если пользователь смотрит комедию, ему могут показываться рекламные ролики и трейлеры, связанные с новыми комедийными фильмами.
Это яркий пример того, как онлайн-кинотеатры и телеканалы ищут и изобретают новые стратегии продвижения своего контента, актуальные для сегодняшнего дня. Я убеждена, что благодаря интеграции современных инструментов (таргетированная реклама, социальные сети и контент-маркетинг и т.д.), они могут преодолевать барьеры перенасыщенного восприятия, доносить свои предложения до целевой аудитории и удерживать внимание зрителя.