Фальшивые отзывы на Озон — почему лучше так не делать

2024-08-20 13:30:58 Время чтения 14 мин 355

Известная пословица рекомендует не судить по обложке. Возможно, это единственная народная мудрость, которой человечество массово овладело в совершенстве. Выбирая товар на маркетплейсе обложка, карточка товара, имеет важную роль — зацепить внимание, привлечь покупателя. Но все же в основном люди принимают решение о покупке, изучив отзывы других клиентов (и ответы магазина). Цифры это подтверждают: 75% потребителей читают отзывы, а 50% доверяют онлайн-обзорам так же, как личным рекомендациям.

Поэтому, если отзывов нет — магазин не развивается. Это минимум, а скорее всего карточка товара попадает в поиск все реже, а продажи падают все ниже — до нулевого уровня. Что же делать в таком случае, может купить отзывы?

А что, их можно купить?

Купить можно все. Например, на Авито продают воздух.

Скриншот из сервиса Авито

Сразу оговоримся, что разные схемы нечестного получения отзывов могут привести к проблемам. Помимо того, что это просто нечестно и вы обманете покупателей, вы можете попасть на штраф от площадки и даже наткнуться на неприятности с законом. Подробнее об этом — дальше (а также о том, как честно получить больше отзывов). 

Как делают недобросовестные селлеры? 

Популярный метод накрутки отзывов — это самовыкуп. По сути это тоже покупка отзыва, ведь за фейк вам нужно будет заплатить. Оформили аккаунт покупателя, продали товар сами себе, сами себе отзыв и написали. Затем, чтобы снизить издержки, товар возвращают. Казалось бы, дело беспроигрышное. Но даже если опустить этическую сторону, потенциала наткнуться на проблемы хватит. 

Во-первых, с юридической точки зрения это может быть воспринято как мошенничество со всеми вытекающими последствиями. А они безрадостные: штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы до пяти лет и даже лишение свободы. На последнее, конечно, вряд ли можно напороться, подделывая отзывы, и тем не менее в законе такое последствие предполагается.

Во-вторых, Озон и Вайлдберриз активно борются с самовыкупом, используя алгоритмы и мониторинг подозрительной активности. Здесь проблем тоже можно набрать. 

Представим, у вас есть магазин на маркетплейсе, некоторые позиции продаются стабильно. Но один товар раскрутить никак не удается и вы решаете использовать самовыкуп, чтобы увеличить количество отзывов, а затем и разогнать продажи. Если площадка заметит это, то ваш аккаунт с немалой вероятностью будет заблокирован, и, следовательно, вы не сможете продавать вообще ничего. Кроме того, маркетплейсы наказывают нечестных селлеров рублем. У Вайлдберриз это получается очень хорошо: в 2022 году компания оштрафовала продавцов на 8 миллиардов рублей, что почти равняется чистой прибыли площадки.

Может, воспользоваться чьими-то услугами?

Купить отзывы на Вайлдберриз можно. Покупка отзывов на Озон реальна. Покупают их в специальных агентствах или на биржах фрилансеров. Некоторые сервисы предлагают хитрую схему: по сути, тот же самовыкуп, но через посредника. На сайтах объясняют, что их услугами выгодно воспользоваться, если у вашего товара низкий рейтинг и плохие отзывы: якобы купленные отзывы поспособствуют вашему успеху. Вам нужно оплатить стоимость товара, который сервис купит в вашем магазине, а также заплатить за доставку и работу копирайтера. 

Вопросы возникают уже на первом этапе. Что, если вы продаете не дешевые резинки для волос, а дорогие тостеры? Вам нужно будет отправить кому-то всю его стоимость. Не удивительно, что мошенники пользуются возможностью и крадут эти деньги, оставляя селлера без отзыва (и тостера). 

Селлер пытается понять, где его деньги и тостер. Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (1994 г.)

Остальные этапы тоже влетят в копеечку. На выходе — те же потенциальные проблемы, что и с обычным самовыкупом.

К каждому отзыву (или их группе) прикладывают техзадание. Там указаны требования вроде объема текста, его содержания, пожелания по профилю автора отзыва. Нередко включают ключевые слова для улучшения выдачи в поиске. Придется потратить не только деньги, но и время. А модераторы и алгоритмы площадок отслеживают подозрительную активность, внезапные комплиментарные отзывы в магазине с преимущественно плохими, профессионально написанный текст, объем текста — и другие специфические параметры. Поэтому в данном случае хорошее ТЗ = плохое ТЗ. 

Хотя у подобных компаний можно заказать отзывы на Вайлдберриз и купить отзыв для Озон, не всегда копирайтеры пользуются этими маркетплейсами, как покупатели. Нанимая таких авторов, будьте готовы к их возможной некомпетентности. У них не всегда есть время изучить товар, про который нужно оставить отзыв. А может быть так, что автор никогда не покупал что-либо из этой товарной категории. Поэтому как бы сервисы не убеждали клиентов, что покупка отзывов это эффективно, потенциальный неуспех, а то и проблемы, гораздо более вероятны.

Странный вопрос, но покупают ли отзывы на Озоне честно?

Вопрос действительно странный, но на него не такой однозначный ответ, как может показаться на первый взгляд. Иногда отзывы, которые выглядят ненастоящими, пишут настоящие покупатели — и даже искренне. Хотя нюанс, конечно, есть.

Представим: вы купили на Озоне набор чашек. Вам все понравилось, хорошие чашки, все целые, удобно держать. Отзыв вы писать не стали — может, это не в ваших правилах, или попросту забыли. Через пару дней после получения чашек с вами связался магазин и предложил написать честный отзыв. Взамен селлер мог бы предложить отправить вам 100-200 рублей на счет телефона, бонусный счет или еще куда-то.

Товаром вы довольны, а тут еще пусть и небольшие, но деньги, у вас есть свободные 15 минут — почему нет. Правда, такие отзывы тоже могут попасть под бдительный взор алгоритмов маркетплейсов. Автор, писавший отзывы за деньги, объясняет это тем, что в покупателях в подобных случаях открывается писательский талант, и они по полной стараются отработать гонорар. Модераторы площадок могут счесть подобные произведения за чистый фейк и наградить селлера проблемами, хотя, казалось бы, все честно.

Заказать отзывы на Вайлдберриз или честно их заработать

Сомнений не остается: лучше, конечно, честно заработать. А как?

Вариант 1: проверьте, все ли в порядке с карточкой товара. Если отзывы не плохие, а их просто нет, то, вероятно, ваш товар плохо продается. Одной из весомых причин может быть плохо заполненная карточка товара. Некачественные фотографии, которые не цепляют внимание, слабое или непонятное описание. Изучите, как конкуренты, лидеры вашего сегмента, заполняют карточки — и сделайте еще лучше. Если же отзывов хватает, но они с низкой оценкой, то вариант один — заменить товар или улучшить его. 

Вариант 2: работайте с болью покупателей. Если клиента случайно занесло в ваш магазин и он купил то, что ему не сильно нужно, не велика вероятность получить от него отзыв. А вот люди, чьи потребности вы закрыли оставляют обратную связь куда чаще. Зависит от того, что вы продаете, но всегда можно найти целевую аудиторию, выделить поисковые запросы по товару (например, через Яндекс.Вордстат). Сформулируйте ключевые слова, которые можно добавить на фотографии в карточке товара и в описание. Тексты необязательно писать самому: можно попросить сделать это ChatGPT или другую нейросеть. Грамотное SEO-продвижение — одна из несущих стен в дворце вашего успеха.

Вариант 3: удивите клиентов. Если продажи пусть и слабо, но идут, для их увеличения (и буста отзывов) можно внести несколько улучшений. Измените упаковку на такую, которая бы впечатляла клиентов: может, это красивая упаковочная бумага или декоративный элемент. Добавляйте небольшой бонус к каждому товару. Такой подход мотивирует покупателей оставлять отзывы, которые получили больше, чем ожидали.  Бонусы — это дополнительный источник фотографий в отзывах. Зачастую клиенты не против поделиться с другими людьми, если им в подарок попался стикер с добрыми словами или какая-то мелочь вроде заколки. Такой незатейливый сюрприз вызовет положительные эмоции, которые с большей вероятностью конвертируются в отзыв.

Вариант 4: давайте баллы за отзывы. Маркетплейсам выгодно, чтобы магазины продавали больше, поэтому выгоден и рост количества отзывов у товаров. И Озон, и Вайлдберриз дает возможность честно получать отзывы, начисляя покупателям баллы за обратную связь. Вы можете настроить эту опцию в личном кабинете. Со стороны покупателя это работает так: если у товара есть метка “Баллы за отзывы”, значит, товар акционный, можно на нем заработать. После покупки и получения заказа, у пользователя есть несколько дней, чтобы написать отзыв. Когда отзыв пройдет модерацию площадки, покупатель получит баллы в личный кабинет. Затем ими можно оплатить часть следующей покупки (1 балл = 1 рубль). 

С точки зрения селлера это так: вы устанавливаете, сколько за отзыв на товар получит покупатель. Ваши товары отмечаются специальной меткой, что может выделить их среди других, а еще все товары, использующие опцию с баллами размещены в отдельном меню на сайте маркетплейса. Раз в месяц вам нужно будет оплатить сумму выплаченных покупателям баллов + 10% от суммы баллов + 20% НДС от суммы баллов с учетом комиссии. Подробнее читайте в руководстве для селлеров Озон, там же есть рекомендации по тому, сколько баллов ставить.

Можно посмотреть на эту механику, будто вы покупаете отзывы на Озон или Вайлдберриз. Но все честно. В отличие от покупки в агентствах, специализирующихся на подобных текстах, вы получите живую продажу и живую обратную связь, которая не вызовет вопросов у маркетплейсов. Получается, есть честный способ купить отзыв на Озон, хотя, конечно, обратная связь может быть негативной — зависит от качества товара.

Вариант 5: используйте свою аудиторию. Если вы ведете соцсети, у вас есть клиентская база или сайт, вы можете обратиться к своей аудитории. Напишите пост или рассылку, расскажите, что у вас в магазине — новинка или товар со скидкой. Предложите ответить на несколько конкретных вопросов о товаре тем, кто сделает покупку. Это сделает отзывы более обстоятельными. В противном случае, если вы попросите просто о некоем отзыве — есть вероятность, что вам напишут: “С товаром все ок, пришел”. За покупку с отзывом можно давать промокоды на скидку: Озон позволяет создавать их.

А если отзывов становится слишком много, воспользуйтесь сервисом по автоматизации ответов на отзывы клиентов. Один из них — сервис Спикс.  

На этом все?

На этом все. Сделав красивую обложку, на которой будет значиться большое количество купленных положительных отзывов, вы сможете привлечь покупателей, но стратегически это провал. Без планомерной, грамотной и продуманной работы по развитию магазина, сколько обложек ни сделай, клиенты будут смотреть на содержание. А, значит, вы потратите время и деньги на дом из соломы в то время как ваши конкуренты будут строить второй этаж из кирпича.

Больше статей из мира eCommerce вы найдете в Блоге Спикса. Переходите и узнайте, как можно заработать больше с продаж на маркетплейсах.