Имеет ли смысл «плевать против ветра»?

2009-11-27 11:06:49 3642

На прошлой неделе на очередном заседании РАМУ мы с коллегами затронули тему пост-оплат в отрасли. И вот здесь-то наши ряды раскололись на два лагеря. Одни считают пост-оплаты губительными не только для агентств, которые не в силах выдержать большие финансовые нагрузки, но и для отрасли в целом. Ведь только некоторые крупные агентства могут позволить себе факторинг, при этом их прибыль обесценивается, агентствам не хватает денег на развитие и качественный персонал. Те, кто не могут воспользоваться факторингом, вынуждены направлять свои оборотные средства на поддержание ситуации, фактически бесплатно кредитуя клиентов, или перекладывая ожидания оплаты на региональных подрядчиков. Наступает катастрофа с региональными полевыми агентствами: из бизнеса уходят промоутеры, а это студенты и другой непрофессионализированный персонал, которые привыкли за свою работу получать деньги сразу (если не день в день, то хотя бы на следующей неделе, как в других сферах их деятельности, сотрудники такого уровня не готовы ждать оплату за свою непосредственную работу более чем две-три недели). Из бизнеса в другие сферы уходят руководители и собственники региональных агентств, которые не могут вести бизнес в ситуации неопределённости «заплатят – не заплатят».

Приверженцы другого лагеря говорят о пост-оплате как о своем конкурентном преимуществе, соглашаясь терпеть данную ситуацию до тех пор, пока конкуренты не разоряться.

И у каждого своя правда.

Однако сегодня уже очевидно, что российский рынок будет повторять происходящее на рынках Европы и США. И если там существует система пост-оплат, то и нам ее не избежать. Без сомнения, все это приведет к переделу российского btl-рынка. Исчезнут маленькие, яркие и талантливые агентства. Их место постепенно будут занимать крупные российские агентства и международные сети, уже подмявшие под себя отечественные креативные и медиа-баинговые рынки.

К сожалению, «плевать против ветра» бессмысленно.

Для РАМУ это не очень приятная ситуация. Ассоциация создавалась средними btl-агентствами, именно они составляют сегодня ее основу, именно для их бизнеса губительна система пост-оплат. Что может и должна сделать РАМУ для защиты интересов своих членов?

Пытаться воздействовать на ситуацию только PR-инструментами – неэффективно, хотя и отказываться от них совсем также глупо. Полагаю, что разрабатываемый РАМУ общеиндустриальный проект «BTL-2010», включающий в себя модели финансовых взаимоотношений клиент - агентство и независимый мониторинг выполнения проектов агентствами, позволит минимизировать возможные потери участников рынка. В частности, я предлагаю в декабре выработать систему аргументации и в январе провести встречу между агентствами, Русбрендом и участниками финансового рынка (Ассоциацией российских банков и Ассоциацией региональных банков) для поиска путей решения данной проблемы. Возможно, я и обольшаюсь, но, мне кажется, что я знаю эти решения :)