Привет! Я Артур Ткаченко, основатель и арт-директор веб-студии whiteQ. Мы дизайним бренды и создаем впечатляющие сайты основанные на маркетинговой аналитике. Наши проекты получают награды, а клиенты бизнес-результаты. Очень сильны в недвижке, eCommerce, производстве, сфере услуг. Умеем работать с большим бизнесом и госсектором.
А еще недавно я завел свой личный Telegram канал - пишу про бизнес, дизайн и маркетинг, развитие своего агентства и личный бренд, подписывайтесь, буду рад вас видеть!
Развитие бренда помогает компаниям зарабатывать больше. Это доказывают многочисленные исследования.
Например, опрос Salsify показал, что 46% потребителей в США готовы платить больше за продукты, если те будут выпущены брендом, которому они доверяют. По данным Harvard Business Review, 64% респондентов покупают товар, если видят, что у бренда общие с ними ценности. Согласно исследованию, общие ценности — движущий фактор для шести из десяти покупок.
Мы живем в эпоху брендов: люди создают личные бренды, компании стремятся создавать бренды вокруг своих продуктов. Но мало кто может сказать, что из себя представляет бренд, из чего он состоит, и зачем нужен бизнесу.
К нам часто обращаются за названием, логотипом, фирменным стилем, думая, что таким образом можно создать бренд. На самом деле все намного сложнее.
Определений бренда существует столько же, сколько и книг по маркетингу, все зависит от точки зрения. Например, для брендингового (или рекламного) агентства важнее, что бренд — это конечный продукт разработки. А для клиента — что это рыночный инструмент повышения эффективности, добавочную стоимость и прибыльности товара или услуги.
Бренд абсолютно каждой компании состоит из одних и тех же элементов брендинга, таких как логотип, цветовая палитра, шрифты, специфический опыт взаимодействия и многого другого.
Даже если вы знаете, что такое брендинг, и можете распознать его, когда видите, иногда бывает трудно сформулировать, что именно включает в себя брендинг. Давайте простыми словами:
Почему брендинг так важен? Он не просто важен, он необходим. В переполненном, конкурентном мире, где вы боритесь с миллионами других брендов за внимание, время и деньги ваших потребителей, вы не можете позволить себе не выделяться.
Брендинг демонстрирует, кто вы, что вы предлагаете, почему вы лучше своих конкурентов и почему вы лучший выбор для конкретного покупателя, на которого вы ориентируетесь. Это средство выживания и ключ к процветанию.
Когда вы создаете целостный фирменный стиль, использование некоторых элементов не подлежит обсуждению. Это те элементы, которые четко выражают, кто вы как бренд, что вы можете предложить и для кого вы предназначены.
Посмотрите на брендинг практически любой компании, и вы увидите, что все эти элементы работают вместе. Иногда они малозаметны, а в некоторых примерах один или два могут отсутствовать, но в большинстве случаев вы увидите, что каждый элемент из этого списка присутствует и работает вместе с другими для передачи сути бренда.
Каждому бренду нужен логотип. На самом деле, трудно найти бренд, у которого не было бы логотипа. Это, возможно, самый важный элемент брендинга.
Логотип — это вся индивидуальность бренда, заключенная в легко узнаваемое изображение. Часто это первое взаимодействие с брендом. Это образ, который остается в памяти и вызывает воспоминания (хорошие, плохие или безразличные) о бренде, когда вы видите его снова.
Хороший логотип отражает сферу деятельности и позиционирование бренда, вызывает положительные ассоциации, помогает отстроиться от конкурентов, легко запоминается, адаптируется для любых носителей.
По-настоящему хороший логотип является редкостью. Зато банальный, неоднозначный или откровенно неудачный дизайн можно увидеть повсеместно. Причем далеко не всегда дело упирается в деньги.
Ярким примером провального лого можно считать символ летних Олимпийских игр 2012 года, который стоил 400000 фунтов стерлингов. Сразу после презентации на разработчиков обрушилась лавина критики. Кому-то логотип напомнил видоизмененную свастику, другие называли его разобранным пазлом. А представители Ирана увидели в нем слово Zion (Сион), после чего угрожали бойкотировать игры в Лондоне.
Цвет — еще один ключевой элемент любого бренда. Взгляните на следующие образцы цветов и попробуйте угадать, какой бренд представляет каждая палитра.
Цвет настолько важен для брендинга, что некоторые компании пошли еще дальше и запатентовали свои фирменные цвета. Несколько примеров запатентованных цветов: коричневый цвет UPS, голубой цвет Tiffany и оранжевый цвет Fiskars.
Но почему цвет так важен? Потому что цвета выражают ключевые ценности и черты личности. Пожалуйста, не думайте, что вам нужно придерживаться только одного цвета — все комбинации цвета в вашей палитре работают вместе, чтобы выразить ваш бренд и придать ему уникальный вид.
Шрифты, которые использует бренд, являются еще одним ключевым элементом брендинга. Везде, где бренд использует текст, например, в своем логотипе, на своем сайте или в шаблоне электронной почты.
Шрифты, которые используют бренды, формируют их идентичность, влияют на узнаваемость, укрепляют позиционирование. Правильно подобранный шрифт обеспечивает дополнительный символизм, с помощью которого удается быстрее донести до потребителя ценности компании.
Форма — это еще одна часть общей стратегии брендинга. Здесь речь идет не только о форме, присутствующей в вашем логотипе, но и о формах фонов ваших сайтов, дизайна макетов, упаковки и даже ваших визитных карточек и других канцелярских принадлежностей.
Различные формы передают определенные ценности вашего бренда и другие аспекты вашей индивидуальности. По мере разработки фирменного стиля определите, какие формы лучше всего соответствуют персоне вашего бренда. Помните, что вы не должны ограничиваться только одной формой или типом формы — если внешний вид вашего бренда требует двух или более форм, используйте их.
Nike например призывает клиента “Just Do It” ("Просто сделай это"). Но, несмотря на некоторую абстрактность, посыл Nike ясен: не медлите, действуйте. Вставайте, занимайтесь спортом, делайте то, что, как вы знаете, правильно для вашего тела и вашего разума — никаких отговорок, просто сделайте это.
Бренд-месседжинг — это то, как вы передаете уникальное предложение вашего бренда. Иногда это предложение очевидно, как, например, слоган Subway "Eat Fresh". Subway выбрал такой тэглайн, чтобы выделиться среди других брендов фастфуда, позиционируя себя как здоровую альтернативу. А использование зеленого цвета в брендинге и рекламные ролики с отзывами клиентов о том, как они похудели, питаясь в Subway, помогло им закрепить свою позицию.
Tone of voice (ToV) — это тональность, которой придерживается бренд в коммуникации со своим потребителем. Это внутренние правила взаимодействия компании с аудиторией, единые для всех каналов: сайта, почтовой рассылки, социальных сетей и даже звонков по телефону. Складываются из требований к стилю языка, форме и подаче корпоративной информации.
ToV полезен не только сотрудникам, но и аудитории. Если компания следует своему «голосу», то у клиента не будет диссонанса. Например, почему в рассылках к нему обращаются на ты, а на сайте — на вы. Кроме того, человек лучше понимает, насколько близок ему бренд по настроению. Если коммуникация комфортна, располагает к себе, то он с большей вероятностью проникнется продуктом. Как результат для бренда — повышение узнаваемости, отстройка от конкурентов, привлечение нужной аудитории.
Как видите, создание бренда означает гораздо больше, чем просто разработка логотипа. Ваш фирменный стиль — это трехмерная совокупность дизайнерских решений, активов и уникальных элементов брендинга, которые работают вместе, чтобы обеспечить уникальный внешний вид и ощущение вашего бренда.
Если вы находитесь в процессе создания своего бренда, не торопитесь и не пропускайте ни одного из его элементов. Работайте с опытным дизайнером фирменного стиля, чтобы воплотить его в жизнь.
Спасибо за внимание, если статья оказалась для вас полезна: