Всем стоять! Работает нейминг-инспекция!

2017-09-21 16:30:21 2953

О том, как студии придумывали себе имя: тема старая, но истории большей частью новые

В веб-тусовке одно время крутилась такая шутка: «Что в нейминге тебе моем? Ты кода зацени объем». И, правда, постоянным клиентам уже не важно имя, им важно лишь качество работы, соблюдение сроков и прозрачные правила взаимодействия. Но ведь «старые» клиенты, как правило, занимают не более 20-50% производственных мощностей студии. А для того, чтобы привлечь новых, важно им понравиться буквально с первого клика. И нейминг здесь играет не последнюю роль.

Как агентства придумывают имя клиентам — тема для отдельной беседы. Сегодня мы провели небольшую инспекцию и по ее результатам предлагаем вашему вниманию подборку историй о том, как они придумывали имя себе.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

Мы думали, думали и, наконец, придумали

Начнем с историй, в которых нейминг был обдуманным и длительным процессом, а смысловая нагрузка — первостепенной.

Виктор Пермяков, генеральный директор студии Vikiweb: «Название должно быть созвучное, громкое, запоминающееся и отражать цели компании. Поэтому мы взяли за основу два слова: «Виктория», что значит победа и «Web», отражающее веб-тематику.

Лозунг — «Мы думаем за вас» или «Мы знаем» также пришел неслучайно. Зачастую, клиенты сами не знают, чего хотят, и обращаются к нам, как к профессионалам. Наша задача — думать за них и делать так, чтобы им не нужно было думать».

Григорий Коченов, креативный директор AGIMA: «Есть две версии, что же значит AGIMA, — скучная и страшная.

Страшная связана с 90-ми. Как таковой Агимы тогда еще не существовало, зато в соседней Сербии тиран по имени Агим Чеку стремительно набирал популярность. Злые языки говорят, что он и стал прототипом названия компании: людям понравилась его быстрая история успеха. Все наблюдали за его деятельностью и смотрели, как парень «из народа» стал управлять большой Албанией. Много крови тогда пролилось, Агима трижды сажали. На самом деле все эти отсылки к тирании — всего лишь слух, и эта страшная история не имеет к нашей Агиме никакого отношения.

Скучная версия — это сокращение. Аг.И.Ма. — агентство интернет-маркетинга. Много лет назад точки убрали, осталась только Агима. Получилось новое интересное слово, которое легко находится в поисковиках и не отягощено смыслами. Мы учли опыт предыдущего названия компании Александра Богданова по продаже сотовых телефонов. Она называлась «Бидон», и по запросу в поисковиках выдавалось что угодно, кроме телефонов.

В 2009 году мы с генеральным директором Александром Богдановым думали о переименовании, но Агима на тот момент была уже многим знакома, поэтому решили ничего не менять. «Как корабль назовешь, так он и поплывет. У нас суровое название, поэтому к 2017-му Агима стала такой большой и серьезной!» — сказал Александр, и я с ним в этом абсолютно согласен».

Ольга Антонова, PR-директор Molinos: «Molinos (испан. «мельницы») — механизм, с помощью которого можно управлять силами природы во благо Человечества. Нет, у нас не работает ни одного испанца (о чем, возможно, и мечтала бы женская половина агентства), и с этой солнечной страной мы никак не связаны.

Нам импонирует основной посыл — механизм, работающий во благо. А 18 лет назад перевести понравившееся слово на другой язык было проявлением креатива в рекламном мире. И несмотря на то, что сегодня представления о креативе изменились, мы остались верны выбранной лодке.

Название, безусловно, влияет на восприятие компании внутри и снаружи. Например, внутри команды мы ласково зовем друг друга «молинОсики», что добавляет в атмосферу некой семейственности и тепла. Но несмотря на штат 60 человек, мы ощущаем себя крупным агентством — реально мощным механизмом. В нас живет склонность к совершенствованию: повышение экспертизы, обучение, внедрение новых технологий и процессов. Да, конечно, дело в грамотном менеджменте и в приоритетах команды, но началось-то все с названия!

Кстати, традиционно игроки рекламного рынка связывают Molinos с рекламным бизнесом: мы вошли в АКАР с самого его основания, работали в 2000-х в бизнес-сегменте. И вообще, Molinos один из тех немногих примеров диджитал-агентств, которые задумывались и развивались как бизнес. Сегодня мы превратились в комплексное digital-агентство с крупными подразделениями интернет-маркетинга и веб-студией».

Юлия Романова, Head of Marketing & PR performance-агентства Adventum: «Если вы сталкивались с латынью, слово Adventum покажется вам знакомым. Однако выбирая название, основатели — Артём Агабеков и Николай Шестаков — конечно, не штудировали латинско-русские словари. Имя в меньшей степени связано с исходным латинским значением и родилось в ходе горячих обсуждений как составное. Авторы хотели передать несколько смыслов одновременно, перебирали слова и их части. Во-первых, важно было показать связь с рекламной отраслью. Пришлось отказаться от многих вариантов вроде Advantage, Advance: агентств с такими названиями по всему миру не пересчитать. Во-вторых, хотелось подчеркнуть незыблемость ценностей и идеалов будущей компании, уникальность и образцовость во всем, авторитетность. Ничто не ассоциируется с вышеперечисленными смыслами лучше, чем латынь. Так в названии появилось узнаваемое латинское –entum».

Не виноватая я, он сам пришел!

Продолжим историями из серии «так исторически сложилось». Зацените, насколько при едином подходе могут быть разными судьбы и специализации.

Александр Ковальский, дизайн-директор CreativePeople: «Первый год у тогда еще не агентства, а маленькой студии из трех студентов, была потребность выглядеть солидно. Для этого было придумано непонятное англоподобное название Asprex. Что-то наподобие «Yandex» или «Rambler». При необходимости оно расшифровывалось как «ассоциация профессиональных экспертов». К счастью, его забрал с собой один из ушедших соучредителей еще до того, как мы успели понять, что это довольно смешно.

Встала острая потребность в новом названии. Однокурсники молодых основателей, юристы и экономисты считали, что создание сайтов — это какая-то фигня и поэтому снисходительно называли нас «творческими людьми». Более того, до нас доходили слухи, что на вопрос, кто делал тому или иному нашему клиенту сайт, порой отвечали в стиле «какие-то творческие люди». Мы слышали такое в свой адрес достаточно часто, чтобы привыкнуть и взять себе в качестве названия.

Тогда не то что до появления, но даже просто до серьезных разговоров о кириллических доменах верхнего уровня было еще много лет. Tvorcheskielyudi.ru был не тем адресом, о котором мы мечтали. Пришлось использовать английский. На два домена денег не было, а сpeople.ru был короче, что казалось явным преимуществом. Некоторое время в ходу были варианты на обоих языках, потому что мы часто выступали подрядчиками у рекламных агентств, а они те еще любители англицизмов. Наконец, в 2007-м году новая версия сайта попала во множество западных подборок, у нас появилось несколько иностранных клиентов и русскоязычное название окончательно уступило нынешнему — СreativePeople».

Дмитрий Логинов, директор дизайн-студии и интернет-агентства «Четвёртый Рим»: «Наша компания родилась благодаря команде энтузиастов, которые решили разрабатывать модные лет пятнадцать назад RPG. Название — «Четвертый Рим» было выбрано в честь игры, над которой, собственно и работали в тот момент ребята.

Вскоре компания начала заниматься полиграфией и сайтами, и постепенно эти направления вытеснили гейм-разработку. Игры ушли, а название осталось — «Четвертый Рим».

Признаюсь честно, некоторое время у меня были сомнения. Бухгалтера наших клиентов долго не могли принять это название и постоянно пытались заменить слово «Рим» на «мир». Плюсом, некоторые представители рынка настойчиво рекомендовали провести ренейминг. Но я не поддался на эти провокации, название окончательно прижилось, чем я весьма доволен».

Кирилл Чистобородов, генеральный директор MINISOL: «Я увлекался горным велосипедом и, примерно в 2002 году, захотел поделиться фотографиями и видео покатушек с друзьями. Я зарегистрировался на GeoCites (конструктор сайтов), разместил несколько фото и принялся изучать верстку, чтобы разместить все красиво. Так у меня появился первый сайт и все знакомые знали, к кому обратиться, если нужен сайт. Я научился базовому программированию и стал делать сайты на заказ. Помимо этого, была основная работа и учеба в институте.

В 2004 году я вышел из института с мыслью «пора делать бизнес». Конечно, в мои 22 свой бизнес у меня ассоциировался с «ничего не делать, сидеть в отдельном кабинете и получать деньги». Я понимал, что моя основная работа и сайты не подходят под это определение, нужен пассивный доход. Аренда, подумал я, но недвижимости у меня не было и надо было придумать, что можно сдать из того, что я могу купить на скопленные деньги. И придумал — солярий! Правда накопленных денег хватало либо на ремонт, либо на сам солярий. Ничего, подумал я, будет у меня МиниСолярий и стал брать больше заказов на сайты, чтобы накопить на солярий.

Конечно, количество заказов росло, мы работали уже в команде с дизайнером, программистом и верстальщиком, я уже стал забывать о мысли про солярий.

И был только один нюанс — зарегистрированное в момент озарения мыслью про солярий юрлицо — ООО «Минисол».

Николай Апурин, генеральный директор ООО «АРТВЕЛЛ»: «Мы не меняли имя с момента создания. С самого начала наша компания занималась разработкой сайтов для российского бизнеса и было запущено название АРТ ВЕЛЛ. Мы делали и делаем свою работу хорошо. Спустя 3 года мы начали работать с госзаказом на субподряде и с иностранными клиентами. Сейчас 60% наших клиентов — госзаказ и субподряд, 30% — продажи иностранным заказчикам и крупным международным корпорациям, чеболям и 10% — проекты инвесторов».

Ну, чтобы не было вопросов, кто здесь главный

Еще один подход, который часто используют основатели студий — называть свои детища в честь себя. Примеров масса: Студия Лебедева, Студия Олега Чулакова, Студия Борового, «Липка и друзья» и многие другие.

Мы специально подобрали истории, в которых подобный подход не использован в лоб, а результат обладает некой изящностью и двусмысленностью.

Миша Розов, основатель и арт-директор PINKMAN: «Название PINKMAN произошло от моей фамилии. Один знакомый дизайнер сто лет назад называл меня в шутку разными производными от английского ‘pink’ — например, Пинкерман. Я вспомнил об этом, когда придумывал себе псевдоним, так и возник Pinkman. Клиенты, когда слышат это название, иногда вспоминают персонажа из сериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad), наркомана Джесси Пинкмана, но это не вредит бренду, скорее, наоборот, способствует запоминанию.

Частица -man в названии говорит о том, что речь идёт о человеке, о некой личности. Это соответствует нашему позиционированию: мы — небольшая компания, которая предлагает индивидуальные, «штучные» решения по брендингу. Качество нашей работы гарантирует лицо компании — Pinkman, то есть я. При нейминге мы намеренно избегали таких терминов как бюро или корпорация, а также таких избитых слов как creative, design и им подобных.

Если говорить о правилах нейминга, то среди главных я бы выделил то, что название должно подходить проекту: нельзя называться мега-серьёзно, делая нечто забавное, и наоборот. Ещё существует мнение, что название бренда должно быть таким, чтобы его можно было легко диверсифицировать — например, открыть под ним кафе. Но это уже частности, главное, чтобы я посоветовал — избегать избитых слов».

Ядадья Исаков, основатель агентства Я.Creations: «До 2014 года наше название звучало как Ядадья.Creations. Ядадья — это, собственно, я сам как основатель и руководитель компании. До 2013 года я занимался программированием на фрилансе, получая значительную долю заказов по рекомендациям. В 2013 году количество работы резко возросло, ввиду чего я оставил профессию разработчика и стал менеджером. Собрал команду, и мы начали работать как полноценное агентство Ядадья.Creations, в названии которого и отразилось моё фрилансерское прошлое.

В переводе с иврита моё имя означает «друг Бога». В близком кругу одно время ходила шутка — обращайтесь к Ядадье, у него большие друзья, он всё устроит. Но шутки шутками, а необычное имя привлекает внимание и лучше запоминается. Даже сейчас, когда агентство выросло, значительная часть продаж приходит к нам по рекомендациям, заказчики звонят Ядадье.

В 2014 году по совету Андрея Терехова, основателя Ruward, мы сократили название до Я.Creations, и теперь первое «Я» имеет сразу несколько смыслов: это и первая буква моего имени, и местоимение «я» для обозначения индивидуального подхода к клиентам. Как i в iPhone или iMac, где приставка «i», по заявлению самого Джобса, имеет сразу пять смыслов — internet, individual, instruct, inform, inspire. Такая вот история».

Когда пустил свои корни в интеллектуальное наследие человечества

Еще один интересный подход продемонстрировала компания «Синий Муравей». Источником вдохновения здесь послужил американский роман, а название, получилось, мягко скажем, весьма запоминающимся.

Иван Куксин, генеральный директор веб-бюро «Синий Муравей»: «Когда-то давно я прочитал роман американского писателя Уильяма Гибсона «Распознавание образов», где главные герои, работающие в рекламном агентстве «Синий муравей», пытаются раскрыть загадку серии анонимных видеороликов в Интернете. Агентство в романе характеризуется так: «В мире неповоротливых рекламных мастодонтов „Синий муравей“ с самого начала занял экологическую нишу небольшого проворного хищника». В 2010 году, когда я выбирал название для своего веб-бюро, мне вспомнилась эта история.

Клиентов наше название обычно удивляет, но в основном лишь при первом контакте. В дальнейшем, ознакомившись с нашим портфолио, они воспринимают «Синий Муравей» очень положительно. В целом, это яркий, запоминающийся образ, но есть и некоторые недостатки: например, в прямом толковании муравей олицетворяет упорного труженика, а мы всё же не просто работяги, мы технологичные и организованные. Поэтому не стоит забывать про первую часть названия, которая говорит, что наш муравей не совсем обычный — возможно, биомеханический или инопланетный. :-)».

Клево звучит?! Тогда берем!

Смысловая нагрузка, безусловно, важна. Но будем честны, гораздо полезнее — запоминаемость, узнаваемость и ассоциативный ряд. Оригинальность и необычность — основные акценты следующего подхода к неймингу.

Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro: «Найти хорошее название — дело крайне непростое. С одной стороны, всегда хочется придумать имя так, чтобы было сразу понятно, чем занимается компания. C другой стороны, придумать такое броское название весьма затруднительно. Другой подход предполагает выбор оригинального названия, которое ранее никогда нигде не встречалось.

Важный момент связан с доменными именами. Мало придумать само название, идеально, когда домен с этим именем свободен, а это зачастую невыполнимо. Для выбора названия приходится поломать голову и перебрать большое количество вариантов.

Когда 16 лет назад мы придумывали название нашей студии, таких проблем не было. На тот момент мы не подходили к вопросу так дотошно, как сейчас при работе с внутренними и клиентскими проектами. В итоге, считаю, что название нашего агентства получилось оригинальным и запоминающимся.

Ещё отмечу, что при нейминге очень хорошо, когда адрес сайта и электронной почты удобно диктовать по телефону. В этом аспекте у нас иногда возникают сложности. :)».

Роды прошли легко, обвития пуповиной не случилось

Ниже — истории про то, что иногда имя порой выкристаллизовывается само. Просто, непринужденно и естественно. Будто монетка на полу лежит — грех не подобрать.

Дмитрий Фатыхов, генеральный директор компании «Факт»: «Название компании, по сути, стало логическим продолжением базовой идеи, заложенной при создании компании. Идея заключалась в нашем позиционировании себя как компании, нацеленной на конкретный результат для клиента, прагматичный и однозначный.

Мы изначально сторонились модной на тот момент темы «дизайн бюро», где группа вдохновленных людей создавала произведения искусства. На момент создания нашей компании, подобного рода «творческие артели» у бизнеса, да и у нас самих, ассоциировались с ненадежностью, с отсутствием ответственности. Проекты и клиенты таким компаниям часто просто надоедали, становилось скучно, компании разваливались так же быстро, как и создавались — бизнес этого не понимал, да и не поймет никогда, но интернет-пространство нужно было занимать и бизнесу приходилось верить в очередных «digital design and creative solution».

Мы подумали, что нужен новый подход — прагматичный, профессиональный. Уйдя от лозунгов и пафоса — делали ПО ФАКТУ то, что действительно умели. Так и родилось название — Факт. Обсуждений не было, название родилось само по себе. Русское слово, простое, внятное, понятное каждому, вызывающее доверие. Логическим следствием стал и лозунг компании «Нужен сайт — это Факт!», носящий двойной смысл. Оба смысла нам кажутся справедливыми как тогда, так и сейчас».

Дмитрий Щипачев, руководитель компании Finch: «Образ компании родился почти моментально. Я хотел, чтобы в названии был амперсанд. А мой друг — чтобы рекламные постеры были со скриншотами из порнороликов вместо фонов. В итоге выбрали Finch&Melrose, по названию улиц. Потом часть отвалилась, так как диктовать адрес почты по телефону мне приходилось все чаще, и времени на это стало не хватать. А постеры, к сожалению, не сохранились».

Константин Нефедов, управляющий партнер digital-агентства «ДАЛЕЕ»: «Сейчас это почти смешно, а вот 15 лет назад нам этот момент казался крайне важным.

Важнее мог быть только логотип... Впрочем, с ним в итоге все оказалось гораздо проще.

Конечно, я могу дать прописной совет, который проверил на своем опыте, — не думайте про название, думайте про бизнес. Но это будет лукавством — нельзя себя лишать этих драгоценных минут, часов или дней, когда вы придумываете и обсуждаете визуализацию и позиционировании компании. В бизнесе не бывает мелочей — нужно, чтобы вам хотелось с этим названием засыпать и просыпаться.

Наша нейминг-стори довольно проста: когда мы придумывали название, мы хотели, чтобы оно не было существительным и символизировало действие. Так и родилось ДАЛЕЕ. А год назад мы организовали благотворительный фонд и назвали его ДЕЙСТВУЙ. П — преемственность».

Всеволод Шеховцев, генеральный директор агентства медиакоммуникаций «Апрель»: «Название для агентства я придумал в 2014 году, теплым мартовским утром за чашечкой кофе. :-) Идея состояла в том, что апрель — очень классное время года, которое все обычно очень ждут. Первый рабочий день агентства выпал на 1 апреля, и эту дату мы теперь празднуем как день рождения компании.

Клиентам наше название, как правило, нравится. Правда, каждый год мы слышим шуточки из серии «о, „Апрель“ приехал к нам в апреле» или «Апрель» опоздал и приехал в мае«. Но это мелочи».

Длительные обсуждения и креативная агония

В противовес предыдущим историям, приведем другой пример, когда придумывание названия стало настоящим испытанием для студии.

Алексей Кулаков, генеральный директор и сооснователь JetStyle: «Предыстория.

Шел 2003 год, мы выживали как могли. К тому моменту уже 3 года работали на рынке под 2 разными брендами — Oversite и SharpDesign.

Их мы придумали по известному рецепту: «Бери элементы веба, приделывай к ним странные прилагательные, получай название». Хотя, надо признать, за обоими названиями были идеи:

  • на тот момент самым новомодным языком программирования был C# (си шарп), плюс игра слов, получаем, что мы про острый дизайн и «передний» край науки;
  • во втором случае мы хотели показать, что мы больше, чем про сайты и огого парни.

Надо сказать, эти идеи остались с нами по сей день. Но когда мы объединялись, мы решили «как большие» подойти к выбору нового названия. Всякий раз, когда думаешь: «Блин, это ответственный шаг, надо серьезно подойти к неймингу», наступает лютый отстой, потому что в названиях по-настоящему весёлых, острых, оригинальных — в общем в тех, которые работали бы на 5 с плюсом — все начинают находить негативные коннотации и говорить что-то в духе: «Ойойой, нас не поймут, куда же мы с таким названием в калашный ряд, как мы с таким пойдем к клиенту». И все острое срезается — потому что мы хотим показать уверенность в себе, но ещё не научились её испытывать.

Поэтому мы сделали худшее из того, что могли — нас было 10 человек, и мы решили, что должны прийти к консенсусу. Превращается такое обычно в «Давайте, замучаем друг друга названиями так, что всем станет настолько наплевать, лишь бы уже выбрать и не тошнило.

Мы применяли научные методы, штурмили, провели анализ ценностей, SWOT- и анти SWOT-анализы, использовали куски ТРИЗа и метод синектики. В общем, это нам дало много мыслей в голову, но выбрать название не помогло)

В какой-то момент кто-то из нас (кажется это была Ирина Соколова) предложил JetStyle. Сил спорить уже не было, и мы решили, что норм. Мы хотели сказать, что мы молодые, дерзкие и рок-н-ролл. Сейчас нам уже кажется, что получилось неплохо, но тогда весь процесс был сущим адом.

Из любопытного: так сложилось, что коллеги по рынку называют нас просто «Джеты». Мы сами никогда так не говорили, но прижилось: «Джеты то, джеты се». Так и живем».

Все фигня, Сеня, надо переделывать!

Закончить нашу подборку мы хотим историями про ренейминг. Почему было принято такое решение и чем не устраивало предыдущее название? Эти вопросы мы задали нашим последним спикерам.

Евгений Фонталин, управляющий партнёр digital-агентства БюроБюро: «Название Бюро Пирогова потеряло актуальность с выходом из совета управления в 2014 году ее основателя — Василия Пирогова. Лаконичное «Бюро» просуществовало чуть больше года. По заверениям генерального директора Ивана Кривушина, название провалило тест на конкурентоспособность: в нем нет фактуры, оно не выделяется среди прочих и не отражает сути деятельности компании. Имя не прижилось и среди клиентов агентства — они путались в многообразии всевозможных Бюро и по привычке продолжали называть студию Бюро Пирогова.

Нашей главной задачей было сохранить в новом названии историю компании ?—? это должно было быть старым брендом, но в новом прочтении, поэтому автор ренейминга Света Ерохнович предложила оставить слово «Бюро». Его появление объясняется отнюдь не семантикой, а перегрузкой доменной зоны, когда большинство односложных доменов уже занято ?—? никто не хочет быть «Бюро_067». Бонусом мы получили преемственность с прежним брендом и визуальным решением. Также не пришлось менять гайдлайны: мы остались в кириллице и в том же шрифте, только переосмыслили подачу логотипа и его существование в онлайн и офлайн-среде.

Мы работаем на digital-рынке, где главное — это скорость реакции и гибкость к быстрым переменам. Мы решили остановиться на диджитальном БюроБюро, предложенном нам командой PR-агентства Rassvet.digital, потому что увидели в нем потенциал к развитию, свежесть и долю самоиронии. Название хорошо трансформируется и ложится на пять наших основных структурных направлений: бюро digital, бюро ar/vr, бюро mobile, бюро support, бюро strategy и бюро advertising».

Денис Ломов, арт-директор digital-агентства Red Collar: «Изначально digital-агентство Red Collar было web-студией Dentry. Это была совсем другая история: в основном мы создавали программы медицинского профиля. Компании исполнился год, и мы поняли, что это какая-то дичь и надо всё менять. В первую очередь поменяли название: мало того, что оно звучало стоматологически, так ещё и заказчики путались в произношении: «Дентри», «Динтру» и так далее.

В то время шел сериал White Collar, я его смотрел и кайфовал с оригинального названия. Одновременно на каком-то сайте типа siteInspire встретил название малоизвестного западного агентства «Blue Collar Agency», и я подумал: почему бы не взять круто звучащее слово «Collar» и не менее сочное, любимое всеми агентствами — «Red». На основе этой придумки начали создавать первый сайт и делать первые наброски с новым названием, прикидывать, как должна выглядеть сама надпись на сайте. Сразу поняли, что в итоге будет выглядеть круто и над другим именем даже не думали. Так и вышло. ;)».