В 2008-2009 годах в русскоязычном сегменте Интернета стали активно работать компании, выходящие на онлайн-рынок с новыми инструментальными системами веб-аналитики. Несмотря на относительную новизну этой услуги для Рунета, спрос на веб-аналитику демонстрирует весьма неплохую динамику.
На сегодняшний день среди «поклонников» веб-аналитики отмечается повальное увлечение ресурсом Google Analytics, что обусловлено возможностью получения большого количества данных о тенденциях посещаемости сайта.
Однако уже сейчас многим пользователям и владельцам веб-сайтов оказывается недостаточно предоставляемых Google Analytics данных, поскольку они не отвечают на ряд принципиально важных вопросов. Например, насколько удобны дизайн и навигация сайта для его пользователей, отвечает ли контент потребностям посетителей ресурса? Или, какие элементы сайта больше всего интересуют посетителей, а какие полностью игнорируются?
Ответы на эти вопросы могут дать только визуальные данные о взаимодействии посетителей с веб-сайтом. Именно такую услугу предлагают владельцам сайтов некоторые представительства западных компаний, специализирующихся на внедрении систем веб-аналитики, а также отечественные проекты (например, проект Spybox). В данном случае речь идет об использовании видеозаписей движения курсора мышки на сайте, а также тепловых карт кликов и фиксации внимания посетителей на веб-странице.
Актуальность полученной в результате использования подобного инструментария информации трудно переоценить. На ее основе можно сделать анализ впечатлений посетителей от веб-сайта, проанализировать недостатки в его деятельности и сразу устранить их, разработать сценарий многопараметрической проверки веб-ресурса и т.д.
Вместе с тем, в процессе анализа деятельности сайта возникает и ряд других вопросов. Прежде всего, касающихся повышения конверсии веб-сайта, оценки степени соответствия содержимого сайта его бизнес-целям, определения показателей, необходимых для повышения коэффициента эффективности сайта. Это очень важно, ведь даже улучшение удобства пользования сайтом не всегда приводит к повышению его конверсии.
Но проблема в том, что ни одна из существующих сейчас технических систем веб-аналитики не сможет ответить на подобные вопросы. В данном случае реальную помощь может оказать только т.н. "интеллектуальный" анализ, а проще говоря, интерпретация полученных с помощью программы веб-аналитики данных.
Западные веб-аналитики считают, что для проведения качественного веб-анализа необходимо 20% средств затратить на технический инструментарий и 80% - на специалистов, которые будут обрабатывать полученную информацию.
Специалисты считают, что уже в 2010 году в России будет работать как минимум пару десятков компаний, специализирующихся на предоставлении технических систем веб-аналитики. При этом те немногие компании, которые сейчас вышли на указанный рынок, предоставляют практически однотипные технические версии аналитического программного обеспечения (все те же тепловые карты, видеозаписи движения курсора мышки, статистику посещаемости).
При постепенном увеличении конкуренции лидером будет та компания, которая сможет предоставить наиболее мощные интеллектуальные ресурсы для решения всего комплекса проблем, связанных с деятельностью веб-сайтов. На данном этапе недостаток квалифицированных веб-аналитиков еще не так заметен, но по мере осознания того факта, что инструментальные системы веб-аналитики самостоятельно не смогут повлиять на результативность сайта с точки зрения решения им бизнес-задач, то спрос на «интеллектуальную» веб-аналитику будет расти.