22 ноября 2010 года, Apple официально выпустила новую версию (4.2) мобильной операционной системы iOS. Это первая унифицированная "прошивка", которая может быть установлена на iPhone, iPod touch и на iPad.
Суть события
Если вы считаете себя "только пользователем", и уверены, что эта новость вас ни коим образом не касается, вы ошибаетесь. Пользуясь своим iPhone, iPod touch или iPad, вы общаетесь с операционной системой и программами из App Store, которые, в свою очередь, имеют дело только с операционной системой.
С самим устройством имеют дело только непостижимые простыми смертными, и бесконечно далекие от привычного нам мира, недра операционной системы.
Система - это все, что вы знаете про свой айДивайс. Можно сказать, что она и есть ваш айДивайс. Это не преувеличение.
Поэтому неудивительно, что iOS 4.2, по сути дела, превращает iPhone или iPod touch в новое, более совершенное и умное устройство. Как если бы вы купили новую его модель. Поскольку апгрейд на 4.2 бесплатен, и предельно прост, это самая настоящая "халява".
Это на iPhone и iPod touch, где iOS 4.2 сменит iOS 4.1, выпущенную в начале этого сентября. Небольшой апгрейд, улучшающий работу устройства (оптимизация это не действие, а процесс, который никогда не кончается), добавляющий несколько новых функций - AirPrint (теперь можно прямо с устройства печатать на принтер), AirPlay (видео можно перенаправить на телеэкран), улучшены почтовый клиент Mail и интернет-браусер Safari (в последнем появился текстовый поиск внутри веб-страниц)... Это далеко не все. Устанавливайте - и пробуйте.
Если для iPhone или iPod touch установка iOS 4.2 равносильна приобретению новой и более совершенной модели устройства, то представляете себе, что новая версия системы значит для iPad?
Для "волшебного устройства по феноменально доступной цене", как его обозвал Стив Джобс, за что был нещадно бит критиками, когда iPad еще не вышел в свет...
До 22 ноября на iPad устанавливалась только одна версия iOS, iOS 3.2, вышедшая в свет 3 апреля сего года. Операционная система прошлого, третьего, поколения.
В течении примерно двух месяцев после этого, на iPhone и iPod touch продолжала работать еще более старая версия системы, того же поколения - и в мире царило подобие гармонии.
Но все изменилось с появлением на рынке iPhone 4 и системы нового поколения, iOS 4, в которой появились многозадачность, возможность объединения программ в папки, и много-много новшеств, более ста - а на iPad, как и прежде, ставилась iOS 3.2. В сентябре, вместе с iPod touch четвертого поколения, появилась iOS 4.1, но на всех iPad в мире, как и прежде, была iOS 3.2.
Именно с этой системой "у руля", iPad завоевывал рынки и вытеснял с них нетбуки, именно под ее управлением он стал мировой сенсацией, именно таким его стали копировать подражатели...
Ходили слухи о том, что в ноябре-декабре Apple выпустит новый iPad.
Это произошло. Всё, что постепенно, шаг за шагом, превращало iPhone и iPod touch в "новые модели", в течении семи месяцев, в том числе и сто с лишним инноваций iOS 4.0, пришло на iPad в один день.
И теперь всё это новое на расстоянии "вытянутой руки", в iTunes. Подсоедините iPad к компьютеру, и на главной страничке раздела iPad, нажмите на кнопку... И подождите несколько минут. В зависимости от качества связи, число минут может быть разным - но результат будет одинаков. Не забудьте скрестить пальцы.
Если вы, погнавшись за запретными удовольствиями, разблокировали ваш iPad, вы лишили себя бóльшего, чем получили взамен...
За пределами сути
На просторах планеты, и даже в ближайшем околоземном пространстве, идет война. Неизвестно какая по счету в череде мировых войн.
На этой войне не убивают друг друга, не рвутся снаряды и не свистят пули, не разрушаются города и целые страны не оказываются в средневековье. Это война мобильных платформ, жестокая и беспощадная. Это война всех против всех, где вчерашний союзник легко становится врагом, а заклятый враг - союзником.
Но, по сути, это война между двумя соперниками - Apple iOS и Google Android OS. Как мы уже говорили, ваш смартфон - это его операционная система, вы знаете только её.
Вы заметили, как похорошели смартфоны за последние три года? И особенно - за последний год с небольшим. Еще совсем недавно они были совсем другими, теперь в это уже почти не верится. Они были скучнее, невразумительнее, не умели делать массу полезных вещей, их почти невозможно было понять...
Сегодня напряжение в схватке гигантов обострилось как никогда.
Сражение идет не только за долю на рынке (хотя и она очень важна), но и за нечто большее. Это спор двух идеологий.
Одна из сторон (Apple), больше всего на этом свете, желает, чтобы ее изделия нравились. Для этого они должны быть лучшими, у них должен быть драйв, они должны быть шедеврами инженерного искусства (и никак не менее чем блистательными по дизайну).
Доля рынка и деньги, в таком случае, прийдут сами. И приходят.
Apple не раз заявляла о том, что достигнуть эти цели можно только одним путем: контролируя все до единой важные части мобильного устройства, и тщательно, с почти маниакальной тщательностью, подгоняя эти части одну к другой.
Вообще-то, с этим трудно спорить - это очевидная правда, просто до сих пор это считалось невозможным. Утопией. Быть здоровым и богатым лучше, чем быть бедным и больным, кто спорит - но есть реальность, с которой не поспоришь...
Другая сторона реалистична (есть ли в мире что-то более ложное, чем восприятие нами реальности?), опирается на здравый смысл с некоторой долей откровенного, но вполне понятного цинизма: главное захватить рынок, диктовать на этом рынке свои условия, и зарабатывать деньги.
Естественно, чтобы захватывать рынки и зарабатывать деньги, товар обязан быть достаточно хорошим, качественным, интересным - но это не самоцель. Это что-то, что должно быть достигнуто само собой, и вроде как подразумевается. Много раз было доказано: пользователь глуп и неразборчив. Пользователь готов хватать то, что подоступнее, поярче раскрашено, пытаться ему нравиться непрофессионально.
Шедевры требуют запредельных усилий, вложений, идеалы недостижимы (лучшие из лучших тоже ошибаются), это никому не нужно. В конечном итоге, революции кончаются периодами посредственности и серости, мир скучен - и в нем нет места для утопий.
Второй подход, увы, слишком часто побеждал. В прошлом.
Но первый подход, для которого потребовалось сначала создать лучшую в мире компанию (контролируя все ее составные части, тщательно подогнав одну к одной), мотивировать всю компанию на создание шедевров, научиться с этим жить и, в конце концов, заставить все это работать, чуть ли не впервые в истории, тоже стал реальностью.
Гай Кавасаки, в свое время, нарисовал замечательно примитивный график (он не только "официальный друг Apple" в прошлом, он еще и психолог - по образованию и стилю мышления), где вертикальная ось была озаглавлена "делать правильно", а горизонтальная - "правильные вещи".
Большинство прекспевающих компаний в компьютерной индустрии, в середине 90-х годов, "правильно делали неправильные вещи" - их стратегия на графике более или менее вертикально уходила вверх (как и их доходы). Некоторые компании делали правильные вещи, но неправильно - и либо меняли стратегию, либо уходили из бизнеса.
"Путь Apple - это правильно делать правильные вещи" - заявил Гай Кавасаки. Но, если бы в те годы кто-нибудь смог сделать индикатор, показывающий ориентацию компании относительно этих осей, путь Apple был бы скорее похож на хаотические колебания между строго вертикальной и строго горизонтальной линиями...
Первый подход еще никогда работал "как надо", до середины нулевых... Заслуга Джобса не столько в "извлечении кроликов из шляпы", сколько в разработке и тщательной отладке компании, способной этот утопический подход осуществить.
Положение на фронтах
За июль-август-сентябрь текущего года Apple продала 14.1 миллионов iPhone 4, в то время как десятки производителей Google-фонов, совместно, продали примерно 20 миллионов смартфонов платформы Android OS.
Ни один из производителей телефонов с платформой Android и близко не смог подойти к таким тиражам - тут Apple лидирует, но по росту числа пользователей, второй квартал подряд, Apple с ее замечательной платформой iOS, вроде как, отстает.
Правда,точных данных о числе приобретенных копий Google Android нет, есть лишь результаты исследований рынка, и 14.1 миллионов копий Apple iOS - это огромное число, рынок поделен почти пополам.
А кроме того, к этим 14.1 миллионам копий iOS следует добавить примерно 10 миллионов копий, проданных с июля по сентябрь вместе с iPod touch и iPad. На рынке планшетников, пока еще, iPad доминирует с огромным отрывом, и пройдет какое-то время, прежде чем конкуренты (возможно, та же Android OS) начнут всерьез отнимать у iOS рынок и в этой сфере.
Тем не менее, великие яблочные идеалы в опасности, руководство Apple это понимает, и сдаваться не собирается. Мы на пороге очень интересных времен...
авторы статьи: Дубинин Виталий, managing founder; Свиргстин Олег, R&D director