Выход в свет белого iPhone снова откладывается. На весну 2011.
В юниксах есть псевдодиректория /dev/null, которую в народе называют черной дырой. Вся информация, попадающая в /dev/null, бесследно исчезает.
Весна 2011 для белого iPhone, скорее всего, такая же черная дыра.
Потому что в июне-июле 2011, почти как по расписанию курьерского поезда, на свет должен появиться iPhone пятого поколения.
Белое и черное
iPhone 4 появился на прилавках 24 июня 2010 года. Из объявленных раньше двух вариантов, белого и черного, в продажу поступил только черный.
Белый пообещали в июле.
В июле кто-то из топ-менеджеров Apple сообщил, что производить белый iPhone оказалось сложнее, чем предполагалось, и что его выход в свет откладывается на конец года.
Сотни тысяч пользователей, хотевшие владеть именно белой четверкой, уже давно заменили детали корпуса обычной, черной модели, на белые. За смешные деньги купив белые детали от китайских производителей.
А Apple, и самоотверженные трудолюбивые китайцы - не могут.
Самая первая версия гласила: Apple и китайским производственникам никак не удается добиться точного совпадения цвета кнопки Home с цветом всего корпуса.
В случае если бы какая-нибудь другая компания вообще заметила эту "проблему", не говоря уже о том, чтобы остановить из-за нее производство, руководство этой другой компании можно было бы заподозрить в безумии. Тем более, что на дворе 21-й век, и нет никаких проблем производить пластик абсолютно любого оттенка, да еще и с самыми разными физическими и химическими свойствами.
Пластик с запредельными данными стоил бы очень дорого, но запредельные и не нужны.
Вторая версия: пластик (опять пластик) пропускает свет, что ухудшает качество снимков с камеры на тыльной стороне устройства.
У меня другая версия.
Белая сказка. Таким белый iPhone пообещали в июне.
У iPhone 4 - проблемы с антенной. Если ладонь или палец пользователя закрывает собой левую "прорезь" на корпусе iPhone 4, качество связи резко ухудшается, а то и пропадает совсем. Об этих проблемах много писали и пишут. Дошло до того, что даже люди, бесконечно далекие от "яблофона", и никогда не державшие его в руках, обсуждая некоторых особенно широко известных пользователей этого устройства, со знанием дела вспоминают про его недостатки.
Эти проблемы окрестили антеннагейтом. Из-за них американское общество защиты прав потребителей (на самом деле оно называется иначе, но не в этом суть), признав iPhone 4 лучшим смартфоном в мире, по большинству показателей, все-таки не рекомендует его приобретать.
Эти проблемы не помешали iPhone 4 продаваться в рекордных количествах. Их не хватало. Спрос превышал предложение. Лишь совсем недавно, увеличив выпуск черных iPhone 4, удалось ослабить остроту этого дефицита. Но проблема реально существует, и для Apple это вопрос чести и репутации.
В июле-августе выхода белого iPhone ждали, как белого коня, на котором в наш мир триумфально въехало бы самое лучшее и единственное в мире решение этой непростой проблемы, от которой, в той или иной степени (может, и в меньшей, чем iPhone 4) страдают все смартфоны в мире.
В общем случае, Apple довольно спокойно относится к разочарованиям публики, но этот раз, видимо, особый случай.
24 июня 2010 года. Презентация iPhone 4. Обратите внимание на цвет телефона...
Кроме того...
Черное
Как правило, такие обстоятельства хранятся в строжайшем секрете. О них знают только те, кто либо занесен в особые списки, и фактически лишен права на тайны в личной жизни, либо кровно заинтересован в ее сохранении.
Но, с другой стороны, это был самый настоящий акт трудового героизма, достйный пример для тех, кто только начинает свой нелегкий трудовой путь.
Об этом случае стало широко известно. Оказывается, не только белый iPhone 4, но и его черный собрат тоже оказался труднее в производстве, чем ожидалось. Из-за той самой антенны!
Оказывается, производить ее на стандартном оборудовании, используемом для выпуска массовых тиражей, соблюдая при этом все технические требования... невозможно. Даже в Китае.
Ценой неимоверных усилий, этот злосчастный элемент корпуса воспроизводили на сверхточных низкопроизводительных обрабатывающих центрах, очень небольшими сериями. Такие центры стоят невероятно дорого, сотни тысяч долларов, требуют постоянного внимания и высокой квалификации персонала.
В большинстве компаний таких станков - одна штука. В некоторых их два, или три. Используются они для выпуска прототипов, до постановки на поток. Если прототип невозможно поставить на поток, дизайнеров и конструкторов обвиняют в тупости в непрофессионализме, и те срочно перерабатывают свои творения в более простые и технологичные.
Принято считать, что покупателю всякие изыски ни к чему, что и так "сожрут", и это даже не секрет. Продукция выпускается лишь для того, чтобы повыгоднее и побыстрее ее сбыть.
Но если заказчик Apple, которая уверена в том, что делает, и считает покупателей достойными лучшего, случаются чудеса. В итоге Apple зарабатывает больше всех в отрасли, хотя, казалось бы, с таким подходом к делу "вообще не живут".
Проблема была решена.
Тайваньская компания Foxconn, владеющая, помимо прочего, заводом Лонхуа в особой экономической зоне Шэньчжэнь материкового Китая, недалеко от Гонконга, на котором производятся iPhone 4, закупила двести таких обрабатывающих центров, и довела выпуск этих устройств до 137 тысяч в день. На FANUC Ltd., которая производит закупленные центры, наверняка в восторге от этого решения.
Только представьте себе: в таком режиме, за июль-август-сентябрь, компания произвела 14 миллионов 100 тысяч черных iPhone 4.
И если бы речь шла не об антенне iPhone 4, это была бы совсем другая сказка.
Обсидианово черное
Возможно, история, которую я хочу рассказать, не имеет никакого отношения ни к антеннагейту, ни к белому iPhone 4, но именно она вспоминается, с маниакальным постоянством, когда я думаю обо всем об этом.
Началась эта история в 1985 году. Конфликт между Стивом и тогдашним главой Apple Computer Джоном Скали достиг своего пика, Стив попытался совершить "дворцовый переворот", но потерпел неудачу: совет директоров встал на строну Скали. Стиву пришлось уйти.
Это был один из самых болезненных ударов судьбы за всю его жизнь, он был в ярости, и задумал жестоко отомстить изгнавшим его, об умственных способностях которых он был, мягко говоря, не самого лучшего мнения...
Местью должен был стать новый компьютер, превосходящий Маки на порядок порядков, с новой операционной системой, опережающей свое время, с графикой не знающей себе равных. Следующий компьютер еще не был додуман до конца, но у него уже было название: NeXT Computer. С английского оно так и переводится - "следующий компьютер".
NeXT Computer, 1988, фото из брошюры компании NeXT Computer
Этот компьютер действительно превзошел Маки, и почти все, что было на рынке в то время. В том числе и по цене. А система... опередила свое время не на пять лет, как полагал самоуверенный Джобс, а на все двадцать.
Сегодня этой системой пользуются почти 170 миллионов человек, на 40 миллионах Маков и 125 миллионах iPhone, iPod touch и iPad. И их число продолжает быстро расти, увеличиваясь на 275 тысяч в день. 25 лет спустя.
А NeXT Computer, с экономической точки зрения, был провалом. Причиной этого провала был не сам компьютер, а проблемы с его производством, по причине, как считается, маниакального перфекционизма лично Стива Джобса.
Он добивался исключительной точности производства, в особенности запредельно черного, обсидианового, загадочно "дышащего" отраженным светом цвета корпуса.
Эти усилия обошлись компании недешево. Когда наконец удалось наладить более или менее массовое производство этих компьютеров, момент уже прошел. А у них был шанс: в 1988 их приняли восторжено, о них писали во всех СМИ, почти как в 2007 году про iPhone, сотни тысяч потенциальных клиентов были готовы платить суперцену - но "некстов" не было.
А компьютер был невероятно красив. Про его технические особенности, многие из которых были достойны самого пристального внимания, СМИ писали вскользь, между делом - всех гипнотизировал сам куб, со стороной точно в один фут (305 мм), черная-черная клавиатура, черный-черный дисплей...
Периферия NeXT Computer: монитор, клавиатура, лазерный принтер. Из брошюры NeXT Computer, 1988
Компьютер Дарт Вейдера (из Лукасовских Звездных войн, если вы не в курсе) - восторженно писали СМИ...
У самого Стива несколько другая точка зрения на произошедшее с NeXT. По его словам, в конце 80-х эпоха, когда новые компьютерные платформы имели шанс на завоевание рынка, подошла к концу. NeXT могла стать последней компанией, у которой это получится, или первой, у которой не получится. Не получилось.
Каждый день сотрудники убеждали Стива смириться с несовершенством процесса напыления магниевого сплава, потому что совершенство и красота никому не нужны вообще, потому что в мире побеждает серость...
Не знаю, почему мне вдруг вспомнилась эта история...
авторы статьи: Дубинин Виталий, managing founder; Свиргстин Олег, R&D director