iPad 2, iPad 3... Разбор полетов

2011-03-29 10:26:30 3144

На этот раз у них не было никаких шансов. Обычно (или "до сих пор"?) между объявлением очередного яблочного чуда и его выходом в большой мир должны были пройти недели - а то и месяцы. В каждом чуде можно было найти что-то не совсем понятное или спорное... Обвинить Apple в жадности можно было почти всегда.

Но на этот раз зацепиться было не за что, и времени на это было отведено до смешного мало - всего неделя. И представление iPad 2 человечеству сыграл Стив, который серьезно болен, несмотря ни на что, и сыграл интересно, захватывающе, как в старые добрые времена.

Критики промолчали?

Нет. Они вспомнили про "поле искажения реальности". Они придрались к словам. Они нашли фактические ошибки в том, что не относилось к новой модели iPad 2.

Представляете, что было бы, если бы Стив действительно соврал?

Поле искажения реальности

В начале 80-х, пытаясь объяснить невероятный успех компании-выскочки, кто-то, в шутку, обвинил Стива в использовании им не то гипноза, не то сверхестественных восточных практик, для внушения зрителям и слушателям собственных идей.

Слушатели, неожиданно для себя, видели привычные вещи с совершенно новой для них точки зрения. Момент "прозрения" пьянил, зажигал воображение, и пусть это были всего-лишь слова, плоть будущего, казалось, можно было попробовать на ощупь...

Затем наступало "протрезвение". Прокручивая в памяти услышанное, и оценивая его в "нормальном состоянии", бывшие слушатели недоумевали: сказанное начинало казаться откровенной чепухой, неумными фантазиями, почти обманом.

Потом были публикации. С разоблачениями. Для эффекта нашли название: RDF, Reality Distortion Field, Поле Искажения Реальности.

А некоторое время спустя, иногда через несколько месяцев, иногда - через 20 лет, эта бредовая чепуха становилась... жизнью. Может быть, RDF - это всего лишь линза, сквозь которую, на короткое время, становится видно будущее? Возможное будущее: Стив не раз ошибался в своих предсказаниях. Это не магия...

И все успехи Apple - странную любовь к ее продукции со стороны пользователей, чуть ли не фанатическую преданность торговой марке - списывали на счет этого самого RDF. Гипноз!

Но подавляющее большинство проникшихся необяснимой симпатией к железкам от Apple, никогда не слышали ни одного выступления Джобса, и часто даже не знали, кто это такой.

То же самое происходит с миллионами пользователей iPhone, iPad и iPod, touch и классических, в наши дни.

Неужели Стив, как психотерапевты с экранов телевизоров, "заряжает" изделия Apple энергией RDF?

У маркетинговых мероприятий Apple действительно есть какая-то особенность, но для ее выявления нет никакой необходимости снаряжать экспедиции на Тибет или копаться в эзотерической литературе. Все настолько просто, что ускользает от внимания неглубокого исследователя...

Во-первых, Apple готовит свои "представления" с той же тщательностью, с какой готовятся к выходу "на публику" изделия этой компании. Во-вторых, представления предельно аскетичны. Никаких лазерных голограмм "для крутости", никаких спец-эффектов ради эффектов... Ничто не отвлекает внимание слушателей.

Добавьте сюда немножко обычной презентационной магии (которой учат во всех школах бизнеса), эффектную подачу информации (это тоже доступно всем, и тоже не преступление), и немного триллера - и сделайте все это талантливо. Вот и весь рецепт.

Только если у вас "за душой" нет ничего по настоящему "безумно великого", у вас все равно ничего не получится. Воодушевление и восторг от RDF (это только посев семян) сменяются отторжением (посеянные истины сопротивляются), и если RDF было построено на лжи, всё очень быстро откроется.

Мероприятие 2 марта 2011 года было задумано, срежиссировано и исполнено на самом высоком "яблочном" уровне, как всегда. И за душой у выступавших был iPad 2, такой же как более чем популярный и вполне современный "оригинальный iPad", только легче, прочнее, мощнее, лучше...

Ложь!

Стива поймали на лжи. Он преувеличил долю iPad на рынке. Плохо подготовился?

Возможно. Неточность действительно имела место. Стив заявил, что доля iPad на мировых рынках превысила 90%. Точное число проданных iPad было известно еще в январе - чуть более 15 миллионов штук. О том, сколько планшетников продали в 2010 году конкуренты, точные данные появились только 4-5 марта. Их оказалось три миллиона.

Доля Apple - 83%. То есть, несмотря на небольшие неточности в цифрах, картинка остается той же самой: 2010 год стал годом планшетников (да, на свет появилась принципиально новая категория вычислительных устройств, продажи которых, с апреля до декабря 2010, выросли с 0 до почти 20 миллионов, и iPad доминировал на этом новорожденном рынке).

Конечно же, Стив мог бы потратить пару недель и несколько миллионов кровных на уточнение цифр. Кстати, до 4 марта, сетевые и бумажные СМИ утверждали, что у iPad в 2010 было 94% рынка...

Другие обвинения во лжи менее конкретны. Стив заявил, что iPad 2 станет первым двухядерным планшетником, который производится массово. Ему возразили, что уже есть планшетники (даже смартфоны) с двухядерными процессорами, которые производятся серийно. И на 2 марта 2011 года они уже производились, в то время как iPad 2 - еще нет.

Между массово и серийно - огромная разница. На порядок. По данным вскрытия, iPad 2, поступающие в продажу, были произведены в январе-феврале, массовыми тиражами, превосходящими тиражи всех других планшетников, вместе взятых.

Появление iPad задержало выход на рынок десятки других типов планшетников от конкурирующих производителей, это правда. Я даже не понял, в чем тут ложь Стива. Известно, что в марте 2011 года представления о том, каким должен быть и сколько должен стоить планшетный компьютер снова изменилось.

Досаду тех, кто опять вынужден все переделывать и терять на этом огромные суммы, можно понять...

Apple следует извиниться перед коллегами за то, что ее инженеры опять сделали это. Что есть, то есть.

Закон Амдаля

Стив объявил во всеуслышанье, что "сырая производительность iPad 2 выросла в два раза". И о том, что новый процессор, разработанный на Apple, двухъядерный.

И журналисты, явно не "технократы", с радостью вцепились в это "вранье". Кто-то из них вспомнил про закон Амдаля, согласно которому производительность двух-процессорных систем всегда меньше суммы производительности двух аналогичных процессоров в двух разных системах.

Есть такой закон. Суть его в том, что далеко не все участки кода можно выполнять параллельно. Понятно даже на уровне бытовой логики. Как и то, что программы, написанные для однопроцессорных систем, не получат никаких преимуществ от удвоения числа процессоров.

Просуммировав сказанное, журналисты обвинили Стива во лжи.

На самом деле (даже несмотря на то, что фотографии Apple A5 под электронным микроскопом выявили в нем "два ядра, аналогичных A4"), это вовсе не аналог двух Apple A4, включенных параллельно. Эти два ядра "живут" на одной микросхеме, между ними микронные расстояния. Да и заявление об идентичности ядер слишком смелое: установить это с помощью электронного микроскопа нереально.

Это еще не все. Программы для современных мобильных устройств пишутся не с нуля. Между процессором и яркими экранами приложения находятся огромные библиотеки вспомогательного кода, своеобразные кирпичики и конструктивные блоки, из которых собираются программы. Их десятки тысяч, это сложные миры, меняющиеся по мере развития операционных систем.

Значительная часть этих кирпичиков (намного больше половины из них) написана с прицелом на будущее. В частности, они немедленно и автоматически используют все имеющиеся процессоры для выполнения своей работы. Внешне, с точки зрения программ, они остаются такими же, но если процессор не один, они работают раза в полтора быстрее.

Графическая подсистема ускорилась "в 9 раз". В iOS 4.3 графический процессор может быть использован не только для графических вычислений - но и для решения других задач.

Иначе то, что происходит на самом деле (многие операции заметно ускорились на iPad 2 по сравнению с его предшественником), можно было бы посчитать еще одним проявлением RDF.

Результат

Вот уже несколько дней первые iPad 2 расходятся по миру. Пока только в США, но скоро они прийдут и в другие страны. Пока неизвестно, кто "ведёт" в этом матче, iPad 2 или кто-то еще.

С iPad 2 все, похоже, благополучно. Плоды массового производства новой модели яблочного планшетника снова стали дефицитом. Самые смелые предположения яблочных маркетологов о размере спроса опять посрамлены. Опять не угадали.

Подробности мы узнаем позже, но похоже, безумные фантазии Стива Джобса, в который уже раз, благополучно сбываются.

Apple предсказывают "80% рынка планшетников" в 2011 году. Но предсказания - дело неблагодарное. Конкуренты обозлены, как никогда. Достойный ответ "этим выскочкам" уже не просто желание, это маниакальная одержимость. Тем более, победителю светит оглушительный джек-пот и всемирная слава.

С середины прошлого года, в обстановке строжайщей секретности (хотя утечки уже были), на Apple проектируют еще одну модель iPad. Скорее всего, ее время наступит в марте-апреле 2012...

Но я вам об этом ничего не говорил. Тссс!