Укоренившаяся психология (или парадигма мышления – как любили говорить на одном из моих предыдущих мест работы) была и есть самое главное препятствие на пути всего прогрессивного. Нового, но пока непознанного, а оттого непринятого и непризнанного. И массмедиа – шикарная иллюстрация этому.
Моделируем ситуацию.
Район с ярко выраженной сельскохозяйственной направленностью. Процветающий по нынешним меркам. Развивающийся на самом деле, а не на бумаге бравых отчетов. Имеющий все шансы послужить примером диверсификации, в результате которой местный житель (отметьте – не в самой отдаленной перспективе) будет жить не только надоями и фуражами – не умаляя результатов и достоинств наисложнейших сельскохозяйственных работ.
Скоростного интернета, впрочем, как и соответствующей аудитории, в районе пока нет. Есть местная газета – стандартный, по большому счету, продукт с приличным охватом населения. Дабы подчеркнуть, что прогресс сюда все-таки приходит, отмечу, что недавно один из местных предпринимателей получил разрешительную документацию и начал осуществлять в районе вещание в FM-диапазоне. То есть, положение небезнадежное.
Но у района нет своего собственного телевидения. Хотя мы понимаем, что речь можно вести только о работе по франшизе с каким-нибудь федеральным каналом, который предоставит свои «окна» для местных «врезок», а это – не более двух-трех часов в неделю. По первоначальным затратам на техническое оборудование реально вписаться в 300 тысяч рублей. Будут сложности с персоналом, но самоучек и на селе хватает (ведь кто-то же снимает свадьбы, а потом и видеомонтажом занимается!). Да и вряд ли районный люд, не избалованный местным контентом, с первого дня существования собственного ТВ начнет предъявлять к нему требования, как к Первому каналу. Зато отбоя от местных «поздравлялок» не будет точно. Значит, какой-никакой, но рынок сбыта есть. Чтобы сходу отбить желание увести спор в плоскость «нужно ли селу телевидение и может ли оно быть рентабельным?», отмечу, что положительные примеры в Челябинской области есть. И не один-два, так что никаких намеков на исключение из правил.
Казалось бы, в век конвергенции и приходящей ей на смену гибридизации массмедиа, самый логичный шаг – это когда за создание телевидения возьмется другой участник местного медиарынка. Мы же все понимаем: увеличение аудитории, комплексное предложение рекламодателям, то - сё, прочие маркетинговые «прибамбасы»…
И что слышу в ответ. «Мы телевидение семь лет на себе тащили. И, слава Богу, три года назад ИЗБАВИЛИСЬ от него». Нормально? «Комсомольская правда», некогда чисто газетный бренд, сегодня представлена собственным телеканалом, FM-станцией и не самым затрапезным Интернет-порталом. То есть федеральное печатное издание четко и целенаправленно двигается в ниши, где своих собственных игроков и годами устоявшихся лидеров – пруд пруди. А на разряженном медиапространстве небольшой территории руководитель медиаактива испытывает чувство удовлетворенности, избавившись от (с большущей натяжкой!) конвергентной редакции в самом ее зачаточном, пещерном виде.
Оксюморон? Инерция? Россия опять идет своим путем? Но есть здесь что-то еще, кроме как ненавистной мне жизненной позиции некоторых руководителей, которую можно сформулировать как «На мой век хватит». Сегодня это выглядит потешно, но еще десять лет назад находились медиааналитики, советовавшие идти вслед за аудиторией – в… чаты. А сельские «медамагнаты», расположившись на красивом, холмистом берегу реки, спокойно дождались, когда мимо них проплыли «трупы» всех этих непонятных чатов, пейджеров и прочих некогда многообещающих медиамессий, чье пришествие обратилось в пшик. И нет никаких сомнений, что, приложив руку ко лбу, они ждут – не дождутся, когда тем же течением проследуют «блоги», «социальные медиа» и все то, «что еще там, в Москве, понавыдумали».
Как знать, как знать… Могут проплыть и «трупы». А может приплыть не с самой доброй миссией вполне здоровый, прекрасно себя чувствующий, хорошо подготовленный «спецназ». И тогда – успеть бы убежать в партизаны…