Тотальная жажда альтернативы, или Местная пресса обречена на концентрацию. Часть 1-я

2011-08-29 11:14:19 2791

Когда наступает кризис, на исследования нет времени.
Перспектива скорой смерти быстро заставляет сосредоточиться».
Ли Якокка

Обсуждение вопроса «Когда доходы печатных СМИ выйдут на докризисный уровень?», - пожалуй, самая нелепая дискуссия, которую доводилось наблюдать с момента окончания пресловутого кризиса или, если хотите, уменьшения влияния его наиболее негативных проявлений. И эта нелепость, конечно же, не математическая. Безусловно, даже если брать в расчет официальный уровень инфляции, то рано или поздно показатели горячего любимого 2008 года в абсолютном выражении будут не только достигнуты, но и перекрыты. Все дело в том, что задающиеся подобными вопросами люди (а ведь это руководители СМИ, которые должны зрить в корень, чтобы обеспечить и сегодняшний день, и будущее издания!) не заметили, что время кризиса и пост-кризиса совпало с глобальной перекройкой информационного пространства. И медиамир уже никогда не будет прежним.
Не будет возврата к относительно благополучным годам и для местных печатных СМИ. Для них, наверное, было бы правильно сегодня выбрать стратегию развития «от противного»: надеяться на лучшее, но быть готовым к самому худшему. Нет, не к смерти, как этого скорейшим образом хотелось бы многочисленным апологетикам новых медиа. Но то, что влияние печатных СМИ на массы, впрочем, как и доля их доходов на общем рекламном рынке, будет неуклонно снижаться, - факт. Россия, конечно же, пока не Америка, где электронные версии по объему продаж в натуральном и денежном выражениях уже превзошли бумажные. Но Россия уже и не та, что десять-двенадцать лет назад, когда мегабайт Интернет-трафика приходилось покупать по 6 рублей 50 копеек. Одним словом, отныне и навсегда кризис для печатных СМИ становится нормой жизни…
Заниматься самоуспокоением, приводя набивший оскомину пример из системы координат «театр – кино - телевидение», тоже не стоит. Печатным СМИ еще предстоит отстоять право считаться «театром», завоевать место под элитарным медийным «солнцем». Настоящий театр как явление сохранился, факт этот - неоспоримый. Но если мы всерьез рассматриваем тезис «газета – это бизнес», то давайте, чисто гипотетически, сравним совокупные объемы доходов трех индустрий: театральной, телевизионной и кинопроката. Кто там у нас в аутсайдерах?
Да что «театр»… А ведь можно пойти и по пути «винила» - а, значит, оказаться «вымытым» из массового сегмента, стать уделом избранных, стать «широко известными в узких кругах». Кроме «винила», не будем обольщаться, есть еще и «деревянные счеты» как символ прекрасной, но безвозвратно ушедшей в небытие эпохи.
С другой стороны, печатным СМИ неправильно сегодня поддаваться на провокации и в угоду новым медиа и другим новомодным течениям бросать свой традиционный сегмент, который при разумном подходе еще длительное время способен, как минимум, работать «в ноль» и, как максимум, являться доходным. На ближайшие пару-тройку лет вполне может приносить гарантированный репутационный и экономический успех следующая тактика: жестко стоять на обороне собственных редутов, пресекать любые попытки нападения, при этом системно совершать набеги в сегменты социальных и прочих новых медиа.
Итак, вместе с кризисом в отношении традиционных печатных (и не только) СМИ началась необъявленная война. Чтобы выстоять в ней, надо быть бойцом. Тем «забронзовевшим» командирам редактуры, считающим, что за них и вместо них будут сражаться ранее завоеванные медали и прочие награды-кубки-грамоты, лучше самим, добровольно, сойти с дистанции. Уступить место тем, кто способен и, главное, готов в сорокаградусный мороз рвануть тельняшку на груди и пойти в рукопашную. Тем, что 2/3 рабочего времени будет проводить не в «окопах» (кабинете), а на «редутах» (встречи, диалоги, соглашения). «Военное положение» – лучшее время для того, чтобы проявили себя харизматики, лидеры перемен.

Продолжение следует.