Продолжение темы, к рассмотрению которой приступил в этом году.
Январь – как известно, месяц ленивый. Месяц замираний, месяц ожиданий. Статистика по СМИ это подтверждает. В этом году по данным Управления Роскомнадзора по Челябинской области, на Южном Урале зарегистрировано всего пять новых средств массовой информации. Все они – из сегмента печатных: четыре журнала и одна газета.
По сегментам распределение стартапов за обозреваемые периоды следующее: 26,7 % - газеты, 46,7 % - журналы, 13,3 % - телеканалы, 13,3 % - радиоканалы. Отмечу, что журналы вышли вперед, а также тот факт, что за два рассмотренных периода ни одно информационное агентство или интернет-издание не поспешило получить свидетельство о регистрации.
Из новых СМИ два приходится на Челябинск, по одному – на Магнитогорск и Копейск. Плюс одно СМИ – нечелябинское, с редакцией в Екатеринбурге. 33,3 % новых СМИ приходится на Челябинск, 20 % - Магнитогорск, 33,3 % - другие города области (Аша, Верхний Уфалей, Копейск, Сатка, Троицк) и 13,3 % новых СМИ – без челябинской прописки. Отмечу, что за два периода не зафиксировано ни одного нового средства массовой информации в третьем и четвертом городах области: Златоусте и Миассе. В сегменте печатных СМИ челябинские новые СМИ занимают долю 45,5 %, нечелябинские – 54,5 %. В электронном, как и ранее, все новички – «нестоличные» или столичные в прямом смысле этого слова.
О новых СМИ на территории Челябинской области удалось раскопать не так много информации. Так, журнал «Citylife74» позиционирует себя как рекламно-информационный журнал о жизни Копейска. Собственный сайт не обнаружен, зато имеется аккаунт в социальной сети «Мой Мир». Обращаю внимание, что на картинке – уже четвертый выпуск журнала, следовательно, издание перешагнуло дорегистрационный порог в 999 экз.
Примерно понятна концепция журнала «Будь здоров! Челябинск» (не путать с другим челябинским журналом «Будьте здоровы»). По всей видимости, журнал будет "
распространяться бесплатно, в аптеках, женских консультациях, детских поликлиниках" и т.д. Именно у этого СМИ редакция расположена в Екатеринбурге. Но скучно им в сегменте медиамедицины не будет – возобновила деятельность челябинская газета «На здоровье».
Концепция журнала «20 минут на кофе» (Челябинск) не ясна, но о ней можно догадываться. Информация о журнале уже появилась в интернет-каталогах и базах данных, а
юридический адрес учредителя (ООО «Редакция газеты «Час Пик»), если конечно информация не устарела, совпадает с адресом газеты «
Ва-банк».
Интернет не дал ответов на вопрос, что представляет из себя челябинский журнал «Знай» и газета «Гражданская оборона. Магнитогорск». Учредителями обеих СМИ являются физические лица.
Количество СМИ, прекративших свою деятельность, снова выросло. И снова – за счет чистки рядов. Из одиннадцати закрытых средств массовой информации восемь получили свидетельство регистрации более десяти лет назад. Например, среди утративших статус СМИ – радиопрограмма «Еманжелинск – мой город», троицкая телепрограмма «Студия Марс», Молодежное информационное агентство «Мира», челябинская газета «Сделай покупку». О чем-то говорят эти имена?
Тем не менее, следует отметить, что в числе исчезнувших есть три старт-апа 2009-2011 годов: журнал “VIZITKA” от агентства коммуникаций «Идея fix», газета «Тележурнал Магнитогорск» и появившийся в апреле 2011 года челябинский журнал «Южный Урал. Поколения будущего». В зоне риска находится также появившаяся всего полгода назад газета «Наш регион», которая предполагалась к распространению в Аше, Симе и Миньяре. Это СМИ приостановило свою деятельность.
Всего из 40 СМИ, закрывшихся за два рассматриваемых периода, 57,5 % зарегистрированы ранее 2000 года. Доля газет в общем числе средств массовой информации, чьи свидетельства признаны недействительными, доля газет составляет 47,5 %. На втором и третьем месте с большим отрывом идут журналы и радиопрограммы. Доля каждого из направлений – по 15 %.
Напоминаю, что данный обзор не может характеризовать в полном объеме изменения в медиапространстве Челябинской области. Регистрация интернет-порталов и электронных информационных агентств в качестве СМИ – дело добровольное. Не говоря уже об изданиях, выходящих тиражом до 999 экземпляров включительно, которые также не обязаны проходить регистрацию. В обзоре использована информация, любезно предоставленная Управлением Роскомнадзора по Челябинской области.