Рынок детского питания России нуждается в пристальном внимании государства

2013-06-06 14:26:35 7143

Рынок детского питания на сегодняшний день - самый быстрорастущий в мире среди продуктовых рынков. В России такой рост рынка также ростом рождаемости, и изменением образа жизни женщин: все больше родителей не желают тратить время на приготовление пищи, покупая готовые смеси, консервы и каши быстрого приготовления.
По данным Маркетингового исследования рынка детского питания, он представлен двумя крупными сегментами: заменители грудного молока (сухие и жидкие) - на их долю приходится 21% рынка - и продукты прикорма (каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, натуральные соки, детская вода и десерты), на долю которого приходится 79%.
По данным анализа рынка в прошлом году (за январь - октябрь) объем российского рынка детского питания в денежном выражении составил 67,9 млрд рублей, а в 2011 году за аналогичный период - 56,6 млрд рублей. Темп роста сегментов детских смесей с января по октябрь 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года составил 19,3%. Объем продаж детских каш увеличился на 17,5%.
Но даже при таких внушительных показателях роста российский рынок до сих пор уступает европейскому, особенно в сегменте смесей и каш для детей до трех лет.В России на одного малыша, находящегося на искусственном вскармливании, приходится около 18 кг детских молочных смесей в год, в то время как в западных странах - Польше, Германии - этот показатель в среднем составляет 36 кг, а во Франции - 42 кг.
Эксперты, проводившие исследование рынка детского питания, видят причину такого положения дел в недостаточном уровне осведомленности родителей о сбалансированном питании. Российские мамы достаточно быстро переводят детей на взрослые продукты, в то время как в Европе детей кормят преимущественно им до 3 лет и даже больше.
Ведущие мировые производители детского питания стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на отечественном рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны
Эксперты, осуществившие анализ рынка детского питания, выявили ряд проблем, которые существуют в этом сегменте. Во-первых, рынок не отнесен четко к какому-либо ведомству, которое бы контролировало его. Во-вторых, в России существуют проблемы с законодательно утвержденными нормами безопасности детского питания - отдельный регламент по этому поводу еще не принят. Продукты детского питания регламентируются отдельно в различных документах.
Сейчас на российском рынке детского питания достаточно велика доля импорта в сегменте мясных и плодоовощных консервов, а также сухих молочных смесей. Импорт более чем в 6 раз по объему превышает экспорт. Наименьшая доля импортной продукции приходится на сегмент соков, жидких и пастообразных молочных продуктов. Продукция отечественных производителей в 1,5-2 раза дешевле, чем у иностранных конкурентов.
Россия в свою очередь экспортирует детское питание в основном в страны ближнего зарубежья: Украину, Казахстан, Азербайджан, Туркмению, Киргизию. По прогнозам исследования рынка до 2016 года объем экспорта будет расти в среднем на 13,6% в год за счет ежегодного увеличения натурального объема и цены экспорта. В 2016 году объем экспорта составит 97,7 млн долларов.
Всего на рынке детского питания России сейчас представлено более 40 марок продукции. Рынок товаров для детей имеет отличительную особенность - он всегда открыт для новинок. Поэтому, по прогнозам экспертов, на рынке в ближайшие годы будут появляться принципиально новые продукты детского питания. И теперь, после вступления России в ВТО, снижение пошлин на ряд продуктов заставит государство активнее поддерживать отечественную пищевую промышленность.