В прошлом году объем спроса на сыры в России составил 790,4 тысяч тонн. Маркетинговое исследование рынка сыров Россиипозволило сделать вывод, что спрос на эту продукцию продолжает расти. Причем маркетологи наблюдали интересную тенденцию. В посткризисный 2009 год спрос на сыры упал на 8% относительно 2008 г., но уже в 2010 году резко вырос на 20% благодаря восстановлению покупательской способности.
Спрос, в основном, формируют продажи на внутреннем рынке. В период с 2008 по 2012 гг., как показал анализ рынка, сокращение продаж имело место лишь в 2009 г.Всего за пять лет показатель вырос и в прошлом году составил 776,5 тыс т. А собственное производство сыров в России в 2012 году составило 392,9 тысяч тонн. Более 80%сыров реализуется путем розничных продаж. Второе место занимает сектор HoReCa.
Наиболее популярны среди российских покупателей твердые и плавленые сыры. Твердый сыр по своим вкусовым качествам более привычен для российских потребителей, чем прочие виды сыров. Популярность плавленых сыров обусловлена их дешевизной: плавленые сыры имеют относительно других разновидностей сыра наименьшую розничную цену.
Исследование рынка показало, что экспорт сыров из России в 2008-2012 годах вырос, и в 2012 году достиг 13,9 тыс. т. В течение пяти лет показатель демонстрировал ежегодный рост, за исключением 2010 г. В тот год объем экспорта уменьшился на 21% относительно 2009 г, достигнув пятилетнего минимума. Российские сыры отправляются, в основном, в Казахстан и Украину. Более 90% от общего объема экспорта приходится на плавленые сыры.
Импорт сыров в Россию в 2008-2012 гг. тоже увеличился, и в 2012 году равнялся 404,6 тыс т. Анализ рынка показал, что основными импортерами сыра на российский рынок являются Беларусь, Германия и Украина. Наибольшие доли в структуре импорта занимают плавленые, прочие и твердые сыры.
По оценкам экспертов, проводивших обзор рынка, в 2013-2017 гг. предложение будет расти на 2-3% ежегодно.