Не так давно мы рассматривали исследование рынка троллейбусов. Теперь пришел черед узнать, что происходит в сфере производства и продажи автобусов. Предложение автобусов на российском рынке за прошедшую пятилетку ( 2008-2012 годы) снизилось и в 2012 году составило 74,8 тысяч штук . И, хотя в 2010-2012 годах, по информации
Анализа рынка автобусов, предложение росло, но темпы роста оказались недостаточными для компенсации сильного падения показателя в 2009 г. Поэтому и получилось, что в целом за пять лет предложение автобусов на российском рынке сократилось. По оценкам исследования рынка, в 2013-2017 годах показатель будет увеличиваться на 3-5% ежегодно.
Собственное производство автобусов в России тоже имело тенденцию к сокращению. В 2012 году его объем составил всего 57 тысяч шт. Снижению объема производства способствовала нестабильная экономическая ситуация в стране в 2008-2009 годах, а также введение стандарта Евро-3, обусловившего необходимость переоснащения отечественных автозаводов. Основными производителями автобусов в России являются ЛиАЗ, Курганский автобусный завод, НефАЗ, Павловский автобус, Голицынский автобусный завод, ВАП «Волжанин», Ростовский автобусный завод, Мичуринский автобус и др. Автобусы также выпускают на Ульяновском и Горьковском автомобильных заводах.
Импорт автобусов в Россию в 2008-2012 годах вырос очень сильно - в 2 раза. Причем в Россию импортируются далеко не только новые автобусы. И только в 2009 году показатель снизился благодаря введению запретительных пошлин на ввоз автобусов старше 7 лет. Но уже в 2010 г ситуация стабилизировалась. За январь - март 2011 года в Россию ввезли 2609 импортных автобусов. Основными внешними поставщиками автобусов на российский рынок являются Корея и Китай. Наибольшая цена импорта зафиксирована при поставках из Великобритании, Канады и Португалии.
При прогнозируемом росте рынка автобусов в ближайшие несколько лет до 15–16 тыс. шт. объем импорта подержанных автобусов может достичь 5 тыс. шт., то есть 30% рынка.В 2012 г спрос на автобусы в России составил 69,7 тысяч штук. По оценкам маркетингового исследования рынка, в 2013-2017 годах показатель будет расти и в 2017 году достигнет 84,7 тысяч шт. Основной вклад в структуру спроса вносят продажи на внутреннем рынке. В 2008-2012 годах показатель, в основном, рос. Росту продаж в первую очередь способствовала реализация программы обновления автобусного парка во всех регионах страны.
В 2012 году средняя цена автобусов составляла 2,7 млн. рублей за шт.В 2012 году Россия отправила на экспорт 4,2 тысячи штук автобусов. Основным направлением экспорта с 2008 по 2012 год стал Казахстан. По максимальной цене российские автобусы поставлялись в Италию. Причем вступление России в ВТО, по мнению экспертов, никак не скажется положительно на объемах экспорта автобусов. Из-за различий в стандартах производства выпускаемые в России автобусы невозможно поставлять в другие страны — члены ВТО.