Биологически активные добавки направлены на улучшение качества питания людей.

2015-05-14 12:31:46 1910

Анализ рынка биологически активных добавок в России
Биологически активные добавки направлены на улучшение качества питания людей. Они не относятся к группе лекарственныхсредств, их основная цель – восполнить нехватку биологических веществ, необходимых организму.
Российский рынок БАД начал активно развиваться в течение последних нескольких лет. В 2014 году объем рынка составил 30,8 млрд. рублей, что превысило аналогичный показатель 2013 года на 11%. В сравнении с этим, в 2002 году объем рынка равнялся 1,3 млрд. рублей, а в 2011 году он увеличился уже до 20,3 млрд. рублей.
В конце 2014 около 60% производителей рынка БАД было представлено отечественными компаниями. В отличие от многих фармацевтических российских рынков, которые являются импортноориентированными, исследуемый рынок на данный момент характеризуется преобладанием российской продукции. Однако доля отечественных компаний с каждым годом постепенно снижается. Так, например, в 2012 году доля зарубежной продукции на рынке БАД составляла всего порядка 16%, а в 2014 она достигла уже 40%.
Верхушка лидеров производителей биологически активных добавок последние четыре года остается неизменной. На первой строчке рейтинга располагается российская компания Эвалар, выручка которой в 2013 году составляла около 7,4 млрд. рублей. Данная компания занимается поставкой продукции на многие зарубежные рынки, среди которых Белоруссия, Казахстан, США, Чехия, Прибалтика, вкладывает значительные средства в рекламу, расширение производства, проведение семинаров с врачами и фармацевтами. Вторую позицию занимает производитель Риа-Панда, оборот которой по результатам 2013 года составил 4,2 млрд. рублей. Несмотря на то, что компания в большей степени ориентирована на отечественный рынок, она поставляет продукцию также в Казахстан, а также занимается расширением собственного производства.
Рынок биологически активных добавок характеризуется несколькими проблемами, среди которых большое количество некачественной продукции, слабая информированность населения по биологически активным добавкам, недостаточно проработанная нормативно-правовая база данной категории продукции. Данные проблемы не позволяют российскому рынку биологически активных добавок совершить значительный скачок в развитии, а многие новые компании, которые планируют выйти на рынок, сталкиваются со значительными барьерами входа, среди которых высокая конкуренция и недоверие потребителей к новым поставщикам продукции.
Рынок имеет значительный потенциал для развития. По прогнозам, рынок БАД будет расти в среднем на 5% в год и к 2020 году может достичь объема в 45 млрд. рублей.