Штучные кровельные материалы – это черепица различных типов, металлические и светопрозрачные кровли. Штучные материалы нашли свое применение в облицовке мансардных и вальмовых кровель, имеющих большой уклон. И для плоских крыш также используют штучные кровельные материалы. Доли кровельных материалов для скатных и плоских крыш примерно равны. Современные штучные кровельные материалы могут похвастаться большим разнообразием. Это и различные виды черепицы (битумная, цементно-песчаная, металлочерепица, мягкая черепица, керамическая), профильные металлические листы (профнастил), ячеистый поликарбонат, сотовое акриловое стекло, фальцованные кровли, сендвич - панели. В сегменте рынка штучных кровельных материалов преобладает металлочерепица. Ее доля составляет порядка 80%. Используются до сих пор дранка, шиндель, гонт, кровля из искусственного камыша. В России производятся все типы кровельных материалов, но продается и большое количество импортных штучных кровельных материалов. Структура импорта и экспорта подробно изучена в Обзоре рынка штучных кровельных материалов.
В 2011 году в Россию было завезено 29,36 тыс. тонн битумной черепицы стоимостью $19,32 млн. Объем импорта этого товара вырос по сравнению с 2010 годом на 7%. Основной объем поставок битумной черепица в Россию финского производства, так же битумная черепица поставляется из Италии, США, Литвы. Основной импортер битумной черепицы в Россию – производственная компания Katepal. Так же поставки осуществляются компаниями Tegola, Icopal, Certain Teed Corporation и пр.
Основной объем экспорта среди штучных кровельных материалов составляет битумная черепица. В 2010 году из России экспортировались так же деревянное штучное кровельное покрытие и черепица из бетона или искусственного камня в небольших количествах.
В 2011 году из России экспортировались так же покрытия из натурального кровельного сланца и керамической черепицы. Однако основную долю экспорта по-прежнему составляет битумная черепица. В 2011 году из России было экспортировано 21,68 тыс. тонн битумной черепицы, стоимостью $12,43 млн. Объем экспорта этого товара упал по сравнению с 2010 годом на 14% в стоимостном выражении.
Российским производителям штучных кровельных материалов необходимо активнее осваивать сегмент производства самых современных кровельных материалов, делая упор на качество. Потребитель сейчас уже выбирает своим приоритетом высокое качество изделия, а не более низкую цену.