Персонализация и геотаргетинг в поиске

2015-02-26 11:24:41 2738

Сегодня у нас в гостях, Вячеслав Черкашин, SEO-эксперт, бизнес-консультант и аналитик, имеющий многолетний практический опыт работы в отрасли. И поговорим мы о персонализации и геотаргетинге — двух важнейших составляющих поиска.

— Пользователи уже успели привыкнуть к удобству персонализированной выдачи. Но какова ее основная цель для поисковой системы?

— Персонализация поиска, несомненно, улучшает качество поисковой выдачи. Ведь основная цель поисковика — распознать задачи пользователя и предоставить максимально точные ответы. Не секрет, что на органическом поиске Яндекс напрямую не зарабатывает, основной источник дохода компании — это реклама. И от степени удовлетворенности пользователей зависит объем аудитории поисковой системы, а значит и прибыль от продажи контекстной и баннерной рекламы.

— Как работает персонализация и от чего она зависит?

— Для осуществления персонализации поисковая система тщательно анализирует поведение пользователя, исследуются как его сиюминутные интересы в режиме реального времени, так и интересы в целом. Поисковик довольно много знает о каждом из нас, какие запросы мы задаем чаще всего, какие сайты посещаем, наш пол и возраст. Сбор информации становится еще более глубоким и многогранным, когда пользователь авторизован в системе, например, залогинился в почте Яндекс. Если же включить в настройках поиска соответствующий функционал, персонализацию поиска можно сделать еще глубже:

— Получается, что поисковая система постоянно следит за всеми своими пользователями. Как это происходит?

— Да, все мы находимся «под колпаком» у поисковых систем, но в этом нет ничего плохого. Собираемая поисковиками информация используется для улучшения качества поисковой выдачи и для предоставления пользователям персонализированных рекламных сообщений.

Для сбора такой информации поисковые системы пользуются всеми доступными им способами. Самый простой вариант — это анализ поведения каждого из нас в поисковой выдаче. Что мы ищем, какими запросами при этом оперируем, какие сайты посещаем и т.д. Поисковику достаточно одной-двух поисковых сессий для того, чтобы определить сиюминутный интерес пользователя, сравнить его с обычными предпочтениями, и таким образом подобрать в выдаче сайты, которые почти наверняка его удовлетворят.

Кроме того, каждая серьезная поисковая система сегодня имеет собственный браузер. Например, популярные у нас Google Chrome и Яндекс.Браузер. Обе эти программы широко рекламируются, а иногда и откровенно навязываются пользователям. Кроме всех преимуществ (скорости работы, интуитивно понятного интерфейса и прочих полезностей) эти браузеры усердно следят за поведением пользователей и отправляют информацию в соответствующие поисковые системы.

Если же человек не использует браузеры поисковых систем, ему все равно не скрыться от «всевидящего ока». В большинстве браузеров у многих пользователей установлены такие удобные плагины, как, например, Яндекс.Бар. Да, я и сам им пользуюсь. И почта, и поисковая строка, и множество другой полезной информации — все одной строке браузера.

Но даже если у пользователя в компьютере нет никаких программ, напрямую передающих данные в поисковую систему, это еще не значит, что поисковая система ничего про него не узнает. На большинстве сайтов сейчас установлены системы статистики Google Analytics и Яндекс.Метрика, которые также позволяют определять поведение пользователя, но уже на конкретных ресурсах.

Все эти и некоторые другие инструменты помогают поисковым системам довольно точно описывать каждого пользователя и максимально точно предлагать результаты поисковой выдачи.

— Как персонализация отразилась на поисковом продвижении сайтов?

— По моему мнению, персонализация поиска имеет довольно много плюсов, в том числе и для SEO. Дело в том, что сейчас продвигать сайты по конкретному списку запросов на определенные позиции стало практически нереально в очень многих тематиках. Поэтому такой критерий оценки эффективности продвижения становится не адекватным. Уже вполне можно говорить о средневзвешенной позиции сайта в выдаче. Но, на мой взгляд, гораздо правильней оценивать эффективность продвижения сайта не по занимаемым позициям, а по уровню привлеченной целевой аудитории, а еще лучше добавить сюда такой критерий, как действия целевой аудитории на сайте.

Большинству заказчиков уже давно стало понятно, что нахождение сайта на первой позиции по запросу само по себе денег в компанию не приносит. А вот большой поток заинтересованной аудитории, которая еще и совершает целевые действия на сайте, значительно больше влияет на прибыль.

— На Западе в последнее время все больше внимания уделяется локальному поиску, как эффективному инструменту продвижения и развития малого и среднего бизнеса. Что же такое геопривязка сайта и для чего она нужна?

— Когда мы с вами хотим вымыть автомобиль и подаем соответствующий запрос в поисковую систему, находясь в Москве, нам совершенно не интересно какие мойки есть в Новосибирске или в Саратове. Нам нужно, чтобы мойка была не просто в конкретном городе, а как можно ближе к нашему текущему местоположению. Согласно информации о нашем местоположении и о геопривязке сайтов, поисковая система выдаст нам список сайтов компаний, которые находятся поблизости.

Геопривязка ресурсов осуществляется по нескольким параметрам. Это адрес компании, указанный на сайте, IP-адрес ресурса, указание одного или нескольких регионов при регистрации сайта в «Каталоге» Яндекса, указание региона в панели для вебмастеров Яндекса, регистрация сайта в справочнике организаций Яндекса.

Необходимо помнить, что геопривязка сайта работает только по геозависимым запросам. Если пользователю важно местонахождение поставщика товара или услуги, то такой запрос будет геозависимым, даже если при этом пользователь не указывает название региона. Геозависимость запросов поисковая система определяет на основании статистики запросов. Если пользователи часто задают определенный запрос с указанием региона, то запрос будет считаться геозависимым. Соответственно для разных регионов ответ на геозависимый запрос пользователя будет разным.

К примеру, я живу в г. Королев. По запросу «доставка еды из ресторанов» Яндекс не только предлагает мне компании и рестораны, осуществляющие доставку в моем регионе, но даже карту с отмеченными интересными организациями.

Причем в данном случае рестораны отсортированы и согласно моим предпочтениям, и по удаленности от моего дома.

— Что делать, если компании нужно выйти на региональный рынок? Как эффективно использовать геопривязку?

— Чтобы ваш сайт хорошо ранжировался в локальной выдаче, необходимо правильно указывать контактные данные на сайте, использовать номера телефонов в прямом городском коде. Полезно зарегистрировать сайт в каталоге и в справочнике организаций Яндекс, использовать эффективные геозависимые запросы.

Если необходимо завоевать региональную выдачу, то идеальным вариантом будет указывать на сайте адреса филиалов. При чем если указывать адреса представителей или дилеров, это может не дать нужного результата. Поисковая система считает, что у представительства как у самостоятельного юридического лица может быть собственный сайт. Для достижения хорошей видимости в региональной выдачи можно использовать как основной сайт компании, так и создать для региональных филиалов отдельные поддомены. Выбор варианта зависит от множества условий.

— Какие вы можете дать рекомендации для успешного продвижения сайта с учетом персонализации и геотергетинга?

— Во-первых, правильно выбирать критерии оценки эффективности продвижения. Помните, нахождение сайта в ТОПе — еще не гарантия прибыли компании. Во-вторых, необходимо заботиться о комфорте посетителей, сайт должен полностью отвечать на запрос пользователя. Полное освещение тематики даст поисковой системе больше аргументов, чтобы отдать предпочтение вашему сайту. В-третьих, контент ресурса и используемые для продвижения поисковые запросы должны соответствовать интересующим регионам продвижения.

Биография


Вячеслав Черкашин

Работает в области SEO с 2001 года. В продвижение пришел из веб-студии, когда осознал, что просто создавать красивые сайты не достаточно, надо, чтобы о них узнавали люди. Долгое время работал в разных SEO-компаниях, занимался продвижением на фрилансе. С 2007 по 2015 год — руководитель отдела оптимизации и продвижения сайтов в «Корпорации РБС». Принимал участие в разработке систем автоматизации рабочих процессов, разработке и внедрение новых технологий SEO-аналитики и оптимизации ресурсов, в разработке инструментов для оптимизации сайтов. Продвигал лично или принимал непосредственное участие в продвижении более 4000 сайтов, среди которых как небольшие проекты, так и очень крупные порталы, сайты крупных торговых компаний самых разных тематик и направлений.

Профессиональное кредо

«Я искренне считаю, что SEO было, есть и будет самым надежным помощником в бизнесе. Это один из лучших инструментов для решения широкого спектра бизнес-задач».

Самое любимое в профессии

«Возможность сделать мир чуточку лучше, делая сайты лучше».