Конкурентный анализ внешних факторов сайта

2015-05-15 15:07:05 3695

Анализ внешних факторов сайтов конкурентов — это эффективный способ для формирования стратегии развития сайта и компании, когда на рынке уже существуют лидеры. Используя такие сервисы, как Similarweb и Ahrefs, можно изучить не только трафик конкурентов, но и ключевые запросы без доступа в статистику. Вы сможете понять, какие рекламные активности вашего конкурента приводят трафик, а какие — бесполезная трата денег. Это дает возможность учиться на ошибках других и экономить свой бюджет. Сегодня мы расскажем, как провести анализ внешних факторов сайтов сайтов конкурентов, на какие показатели стоит обращать внимание и почему.

Подбор конкурентов

Лучше всего выделить 3-5 основных конкурентов (но не более 10) и вести сравнительные таблицы по всем параметрам, которые вы хотите увеличить. Анализ продвижения сайта конкурента даст объективную картину вашего рынка.

При подборе конкурентов для анализа, конечно, можно пойти в выдачу поисковика и найти там ТОП-5 сайтов по наиболее конверсионным запросам в данной тематике. Но с точки зрения бизнеса правильнее анализировать те компании, с которыми вы пересекаетесь по клиентам.

Почему не стоит анализировать очень большое количество сайтов? Во-первых, это довольно большой объем данных, на постоянный анализ которых придется затрачивать много времени. Во-вторых, на самом деле реальных конкурентов, с которыми идет пересечение по клиентам, продуктам или услугам, на которые могут переключиться ваши текущие или потенциальные покупатели, не так уж и много. Обычно у компании не более 5 ключевых конкурентов.

В качестве иллюстрации к данной статье мы будем сравнивать пять сайтов-конкурентов, предлагающих услуги аренды коммерческого транспорта.

Анализ трафика

Сперва необходимо определить объем и характер трафика. Это позволит понять, кто из ваших конкурентов наиболее популярен в сети и получает максимальный трафик и потенциальных клиентов, а что еще ценнее, из каких источников. Объем трафика является важным SEO-показателем, который поможет в построении эффективной стратегии продвижения сайта.

Общий трафик

Используя сервис Similarweb анализируем общий трафик на сайты конкурентов, который позволит нам определить лидера, динамику прироста трафика, сезонность (если она есть). Как видно на примере из графиков ниже, лидером по количеству и приросту общего трафика за 6 месяцев является сайт Prokatauto-m.ru, на долю которого приходится почти 30% от общего трафика сравниваемых сайтов.

В данной тематике не прослеживается явная сезонность, но мы видим тенденцию к спаду трафика у всех исследуемых сайтов, что может свидетельствовать, например, о том, что в данной тематике алгоритмы ранжирования ужесточились, а данные ресурсы еще не успели отреагировать.

Структура каналов трафика

Далее мы рассмотрим структуру трафика по каналам. В нашем примере основная часть трафика приходит с поиска, в целом это сейчас общая тенденция для многих областей экономики — 28% мирового трафика приходит с поиска.

На втором месте — прямой и реферальный трафик (переходы с других сайтов). Большой объем прямого трафика говорит о сильном бренде компании. Реферальный трафик косвенно свидетельствует о высокой PR-активности компании для одних тематик, для других — о хорошей работе «сарафанного радио», или об удобном функционале каких-то сервисов, например, онлайн-калькулятора.

На диаграмме ниже в статистике сайта Greeden.ru доля поискового трафика составляет 88,87%. При этом у всех сайтов низкая рекламная и социальная активность.

Динамика поискового трафика

Отдельно рассмотрим трафик в каждом канале и определим его источники. Так как мы хотим построить эффективную SEO-стратегию на основе данных конкурентов, в первую очередь нас интересует трафик из поисковых систем. Как видно на графике ниже, органический трафик у всех представленных конкурентов падает. Тем не менее, лидерами по количеству поискового трафика являются сайты Prokatauto-m.ru и Greeden.ru. Этого говорит о том, что у них успешная тактика продвижения в поиске. Принимая во внимание этот факт, можно сравнить SEO-показатели данных сайтов и выявить, почему поисковики считают данные сайты лучше конкурентов.

Сейчас счетчики поисковых систем скрывают поисковые запросы, по которым посетители приходят на сайт. Сервис Similarweb позволяет проанализировать процентное соотношение трафика по самым популярным ключевым фразам в тематике. Так мы сможем увидеть, по каким запросам продвигаются конкуренты.

Рассмотрев более детально, например, реферальный трафик, можно определить, какие еще источники используют конкуренты для привлечения трафика на свои сайты.

Социальные сигналы

Следующий важный показатель — социальные сигналы, который все больше учитывается поисковыми системами и имеет пока косвенное влияние на формирование выдачи. Отдельно рассмотрим социальную активность конкурентов — в таблице ниже показано количество действий пользователей в социальных сетях. Например, по количеству социальных взаимодействий лидирует сайт Prokatauto-m.ru. Но в целом у всех ресурсов в данной тематике низкая социальная активность.


Сравнение социальных сигналов по данным сервиса Ahrefs.com

Рассмотрев более детально, например, реферальный трафик, можно определить, какие еще источники используют конкуренты для привлечения трафика на свои сайты.

Ссылочные факторы

Крайне важный показатель для SEO. Объем, характер и динамика ссылочной массы могут многое рассказать о ваших конкурентах и их стратегии продвижения.

Количество ссылающихся доменов

На графике ниже показаны количество и динамика прироста ссылающихся доменов – доноров. Чем их больше, чем они качественнее, тем более трастовым считается сайт для поисковой системы. По количеству доноров и динамике прироста лидирует сайт Prokatauto-m.ru.

Динамика входящих ссылок

Помимо количества доноров, не менее важна динамика роста входящих ссылок. В идеале необходимо придерживаться стратегии плавного прироста ссылочной массы.

Как видно из графика, динамика прироста ссылочной массы для всех исследуемых сайтов, кроме Prokatauto-m.ru, с резкими скачками. Для поисковой системы этот сигнал говорит о возможной искусственной природе прироста ссылочной массы, за что сайты могут быть забанены поисковиками.

Также мы можем посмотреть страницы, на которые наиболее часто ссылаются другие ресурсы. Это фактически посадочные страницы каждого сайта, которые находятся в продвижении. Из таблицы ниже становится понятно, какие продукты или услуги продвигает каждая компания. А также можно определить корректность URL сайтов, например, http://www.greeden.ru/index.php?razdel=rent_Gazel будет менее эффективно двигаться чем http://www.prokatauto-m.ru/item/prokat-gazel-biznes/.

Основные параметры индексации

Тут мы будем сравнивать основные SEO-показатели, которые напрямую или косвенно влияют на продвижение сайта в поисковых системах. Наиболее важными показателями считаются: видимость в ТОП-10, трафик с поисковых систем, количество страниц в индексе и ТИЦ.

Из таблицы видно, что по количеству запросов в индексе (ТОП-10 и ТОП-50) лидирует Greeden.ru, по показателям индексации — сайт Grand-prokat.ru, а по показателям цитируемости лидирует сайт Prokatauto-m.ru.

Параметр Portprokat.ru Grand-prokat.ru Greeden.ru Mosfurgon.ru Prokatauto-m.ru
ТИц 130 30 60 10 275
PR 0 1 1 0 2
Количество страниц в индексе Яндекс 56 304 30 28 61
Количество страниц в индексе Google 64 201 46 30 96
Количество запросов в ТОП-10 2 131 358 50 372
Количество запросов в ТОП-50 217 645 1 297 520 778

Сравнительный анализ сайтов

На основе полученных данных можно составить сводную таблицу, в которой сравниваются сайты конкурентов по группам показателей по по пятибалльной шкале, где 1 — это самый лучший показатель, а 5 — самый худший. Такая таблица наглядно демонстрирует сильные и слабые стороны каждого конкурента по важным для нас показателям (которые вы формируете в зависимости от ваших целей и бизнес задач). В нашем примере мы сконцентрировались на SEO-показателях, которые помогут понять сильные и слабые стороны конкурентов и выделить для себя приоритетные направления в стратегии продвижения. В результате нашего анализа лидирует сайт Prokatauto-m.ru с лучшими SEO-показателями.

На основе анализа сайтов конкурентов можно разработать стратегию роста, развития и продвижения сайта в поиске. Понять, какие каналы способствуют росту конверсии и развитию бизнеса, а какие не приносят никакой пользы. Все это позволяет сформировать не только эффективную стратегию продвижения, но и качественные маркетинговые и PR-кампании. Вы увидите эффективные каналы трафика, которые уже сегодня приносят вашим конкурентам прибыль.