Денис Воронков. Фото: пресс-служба
В начале марта текущего года группа «Медиа3» продала издательский дом «Аргументы и факты» столичному правительству. Незадолго до закрытия сделки компанию покинула один их ключевых менеджеров – директор по новым медиа Наталья Лосева, с которой связана цифровизация «АиФа» и рост его интернет-аудитории. При новом собственнике ИД продолжит заданную digital-стратегию, чтобы выйти на самоокупаемость интернет-направления в 2015 году, а также расширит присутствие в регионах.
В интервью Sostav.ru генеральный директор «Аргументов и фактов» Денис Воронков рассказал о работе издательского дома при новом владельце, финансовом положении компании в условиях падения рекламных доходов печатных СМИ, а также приоритетных направлениях развития.
СМИ московского правительства объединены в холдинг «Москва Медиа». Сейчас, когда владельцем «АиФа» стала мэрия, издательский дом также войдет в объединенный холдинг?
- Издательский дом продолжает работать в соответствии с утвержденным бизнес-планом развития на 2014 год. Речи о вхождении в какие-либо холдинги сейчас не идет.
Последует ли за сменой владельца изменение контентной политики?
- Что старый, что новый, собственник дает гарантии невмешательства в контентную политику. Это невозможно по закону о СМИ. В том, что касается контентной политики, главный редактор не подчиняется даже мне как генеральному директору.
Как рекламодатели отреагировали на продажу «АиФа» органу власти? Будут ли как-то по-другому выстраиваться рекламные продажи при новом собственнике?
- Мы являемся лидером на рынке СМИ по сбору рекламы. За январь-февраль, по данным TNS, у нас самая лучшая статистика по рекламе. Я думаю, в первом квартале у нас будут положительные результаты по рекламным доходам.
Тираж еженедельной газеты «Аргументы и факты», согласно данным Бюро тиражного аудита (ABC), составляет 2,1 млн. экз., ближайшего конкурента еженедельной «Комсомольской правды» – 2 млн. экз. По данным TNS Россия, «АиФ» является лидером среди еженедельных газет в России, читательская аудитория одного номера (сентябрь 2013 – февраль 2014) составляет 6,5 млн. человек.
Вы говорите о росте рекламных доходов, в таком случае, откуда у издательского дома долг в 2 млрд. рублей, информация о котором была распространена в СМИ?
- За 35 лет работы у «Аргументов и фактов» никогда не было долгов.
«Ведомости» писали о том, что «Аргументы и факты» были проданы правительству Москвы за долги.
- Это неправда. На текущий момент у нас также нет никаких долгов.
Если издательский дом был продан за реальные деньги, то какова была сумма сделки?
- Издательский дом «Аргументы и факты» является закрытым акционерным обществом. Когда один владелец продает акции другому, мы не знаем об этом, поэтому не можем комментировать. Даже если бы знали, не смогли разгласить цифру, согласно закону об акционерных обществах.
В 2013 году печатные СМИ были единственным медиа, которое продемонстрировало падение рекламных доходов (-10%). Рекламная выручка печатного направления «АиФа» также падает?
- Последние три года мы увеличивали выручку. На этот год у нас план – собрать больше рекламных денег, чем в прошлом году, и я уверен, мы его выполним.
Какую долю в структуре выручки издательского дома занимает печатное направление, а какую – интернет?
- Больше всего доходов мы получаем от продажи рекламы, чуть меньше от дистрибуции прессы. Доля интернета по всему издательскому дома, к сожалению, сейчас незначительна. Стоит задача довести выручку по этому направлению до 10% в 2014-2015 годах.
Директор по новым медиа «АиФа» Наталья Лосева покинула издательский дом незадолго до закрытия сделки по продаже компании мэрии. С ее именем связана цифровизация «АиФа» и значительное увеличение интернет-аудитории. Какова сейчас стратегия издательского дома в digital?
- Стратегия написана, она реализуется. Основная задача на 2015 год – выйти на самоокупаемость интернет-направления. Мы благодарны Наталье за ту работу, которую она провела с нашим сайтом. Ей удалось существенно изменить структуру трафика. Несколько лет назад у нас было 4-5 млн. уникальных пользователей в месяц, из них доля некачественного трафика составляла около 30%. Сейчас мы одно из немногих СМИ, у которого открыта статистика в LiveInternet. Мы уже достигли 15 млн. уникальных пользователей за месяц, 98-99% из них – качественный трафик, живые люди. Это наш успех.
Сайт aif.ru входит в ТОП-15 интернет-ресурсов Рунета, по данным TNS Web Index. Согласно статистике измерителя за февраль 2014 года, его аудитория по всей России (12-64 лет) равнялась 8,5 млн. человек. По данным Liveinternet за февраль, количество посетителей aif.ru за месяц достигло 15 млн.
Об этом успехе не раз говорили на медиарынке. Кто сейчас руководит направлением новых медиа?
- В данный момент руководителем продуктового направления является Денис Халаимов, руководителем контентной части является Владимир Шушкин.
Может быть, после смены собственника произошли еще какие-то кадровые перестановки, о которых не знают СМИ?
- Представители собственника провели встречи с ключевыми сотрудниками издательского дома, но никакие кадровые решения в ближайшее время не предвидятся. В рамках «Медиа3» мы делали финансовую отчетность по МСФО, и был отдел, которым этим занимался. Сейчас, так как такую отчетность мы готовить не будем, придется его сократить. Мы собрали команду профессионалов и в этом составе продолжаем работать.
Что касается финансового участия нового владельца, издательский дом будет получать субсидии от мэрии?
- О возможных громадных субсидиях знают все, кроме нас и мэрии. Ни одного официального заявления от мэрии мы не слышали.
Насколько перспективно для «АиФа» региональное направление? Сейчас на рынке бытует мнение, что региональный медиабизнес приносит хороший доход.
- Если говорить о федеральной аудитории каждого печатного номера газеты «АиФ», то она составляет 6,5 млн. Из них московская аудитория всего 1,3 млн. Сейчас все рассматривают региональную сеть как точку роста. С этой точки зрения, для ресурсов, у которых нет региональной сети, существует огромный входной барьер на рынок в десятки миллионов долларов.
На сегодняшний день мы имеем 36 региональных сайтов. В этом году планируем открыть еще пять сайтов – в Пензе, Чите, Астрахани, Калининграде и республике Карелия. По всем опросам, которые мы проводили, людей больше интересуют местные новости, поэтому региональные сайты – это, безусловно, наша точка роста. В связи с тем, что интернет становится дешевле, и его проникновение увеличивается, мы пытаемся подхватить этих новых интернет-пользователей.
То есть это не та аудитория, которая читает печатную газету «Аргументы и факты»?
- По тем измерениям, которые мы проводили, и тем цифрам, которые давал TNS, пересечение составляет около 10%. Наша интернет-аудитория более молодая, и, наверное, более городская. Ядро аудитории сайта – 35-36 лет, газеты – 49 лет.
Интернету прочат огромные перспективы по части медиабизнеса, а по печатной прессе прогнозы неутешительные. Нет ли у вас планов в долгосрочной перспективе сократить или даже закрыть выпуск печатного издания?
- Мы не видим в нашем сегменте катастрофичного падения. Сегмент еженедельников в прошлом году был закрыт на отметке около 0% роста, мы закрыли его в плюсе, и это с учетом того, что в течение 2013 года была запрещена реклама табака и алкоголя. Если бы две эти рекламные категории остались, то рост был бы более существенный. Да, с рекламодателями нужно работать по-другому, предлагать интересные новые форматы, но хоронить печатные СМИ, у которых громадный охват, не только рано, но и не нужно. Интересные проекты рождаются на стыке принта и интернета, когда рекламная история заинтересовывает человека в газете, а потом получает продолжение коммуникации в интернете.
Вы говорите о кросс-медийных проектах, но я неоднократно слышала от печатных изданий о том, что их развитие тормозят сами рекламные агентства, потому что принтом и интернетом в них занимаются разные подразделения.
- Вы абсолютно правы. Если в агентстве этим занимаются разные службы, то это тяжелее, чем взаимодействовать с одним подразделением, но это не значит, что это невозможно.
Какова доля кросс-медийных проектов в рекламной выручке на данный момент?
- В 2013 году таких проектов стало втрое больше. Если брать долю в рекламной выручке, то это уже около 10%. Спецпроекты в digital – порядка 25%.
Не могу не затронуть старую проблему, о которой постоянно говорят многие печатные СМИ, – проблему дистрибуции прессы. У вас она есть?
- Дистрибьюторы переживают не самые лучшие времена. За 2013 год было закрыто очень много точек. Как со страниц нашего издания, так и в переговорах с местными властями, мы всегда поддерживаем дистрибьюторов. Сказать о том, что с дистрибьюторами невозможно договориться, нельзя. Сейчас не те времена, когда можно панибратски относиться к звеньям всей цепочки, как к дистрибьюторам, так и к типографиям, которые нас печатают. Сейчас настало время, когда вся отрасль должна консолидироваться для того, чтобы достигать результатов.