Продуктовые линейки у крупных FMCG-компаний могут включать десятки брендов и тысячи позиций. Ритейлеры развивают СТМ с сопоставимым количеством SKU. Всем им необходимо выделяться на полке. Добавьте к этому скорость, с которой выводятся на рынок новые продукты.
Как поддерживать высокое качество дизайна при таком объеме задач? Совладелец группы агентств +GP Agency и «12 космонавтов» Даниил Большов видит выход в Design Operations.
DesignOps — это система управления дизайн-командами. Этот термин объединяет различные способы, с помощью которых бизнес может организовать эффективную работу дизайнеров. Как и в случае DevOps, который дал название подходу, задача DesOps состоит в ускорении и оптимизации процессов, в том числе в снижении их стоимости.
Ключевой фигурой для DesOps является директор по дизайн-операциям — лидер с прокачанными hard & soft навыками. Такой руководитель разбирается в дизайне, современных технологиях, имеет стратегическое мышление, заботится о профессиональном развитии и психологическом комфорте команды, обладает организаторскими, переговорными и HR-навыками.
Переход на DesignOps позволяет справляться с потоковыми дизайн-задачами без потери качества. Это особенно актуально для крупного бизнеса, у которого есть постоянная потребность в производстве визуального контента и его адаптации под разные носители и платформы.
Конечно же в современном бизнесе не один процесс не обходится без IT-решений и сервисов. Дизайн-команды, которые перешли на DesignOps, активно используют различные IT-инструменты для реализации проектов и их систематизации. Инструментов множество.Основные для выполнения дизайна: Figma, Adobe Creative Cloud. Платформы для совместной работы — Miro, FigJam, управления задачами — Slack, Monday, ClickUp,систематизация задач: Airtable, Notion. И даже использование AI уже так же стало повседневным инструментом для дизайнеров
В России система DesignOps становится все более популярной. Ее принципы в той или иной мере применяют игроки из ритейла («Магнит»), e-com (Ozon), финансовой сферы («Сбер»), сетевого общепита («Додо Пицца»), туризма (Aviasales)] и других отраслей.
Конвейер и СТМ
В FMCG-категории упаковка продукта играет важную роль: потребитель должен заметить ваш товар на полке магазина и сделать выбор. Если он ищет уже известный бренд, то благодаря визуальным элементам мгновенно выделит его среди других; если же не знает, что конкретно ему нужно, то у упаковки с интересным дизайном больше шансов быть замеченной. Поэтому торговые сети активно внедряют собственные торговые марки и стараются сделать привлекательный дизайн.
Например согласно последнему исследованию Yandex Q, 44% покупателей покупая CТМ, не считали их за CТМ — и все это благодаря, в том числе, и дизайну.
Сеть розничных магазинов «Магнит», у которой настоящий конвейер СТМ — более 25 собственных брендов и 4000 SKU, применяет подход DesignOps. В компании рассказали, как устроен их дизайн-центр из более чем 50 человек, среди которых арт-директора, дизайнеры разных профилей, а также фотограф и специалисты пост-продакшена.
По словам представителей дизайн-центра «Магнита», на подготовительном этапе определяется ценовое позиционирование, анализируется конкурентное окружение и тренды в дизайне упаковки. Далее категорийные менеджеры, которые отвечают за ассортимент, могут подсказать, что уже стоит на полках, что востребовано на рынке, на какой продукт покупатель реагирует лучше. Для ключевых стратегических проектов проводятся внешние и внутренние опросы.
Дизайнеры работают в тесной связке с коммерческими подразделениями, маркетингом, операционной службой, которая управляет магазинами сети. Вместе они разрабатывают не только дизайн-оформление, но и выбирают стратегию для продвижения конкретного продукта. Таким образом, дизайнеры включены в процесс и видят весь путь продукта, от эскиза до полки, а благодаря DesOps в компании могут контролировать все этапы реализации СТМ, систематизировать знания и оперативно задействовать нужные сервисы и технологии.
Защита от ошибок
Система DesOps зарекомендовала себя как эффективный способ минимизировать ошибки при масштабировании. Для этого ритейлер применяет следующие принципы Design Operations:
- Организация. Дизайн-центр разделен и структурирован по отделам/секторам, которые сосредоточены на соответствующих типах задач. Задачи распределяются с учетом индивидуальных способностей, знаний и опыта;
- Сотрудничество и гармонизация. Команды регулярно обмениваются опытом, проводят друг для друга учебные митапы/презентации с подробными разъяснениями свойств и дополнительных возможностей изученных инструментов и приемов;
- Стандартизация. Для регулярных и типовых задач используются одни и те же инструменты, скрипты с типовыми настройками и характеристиками, позволяющие получать гарантированно одинаковый результат при одинаковых вводных. Также стандартизированы технические требования к принимаемым макетам и фотоизображениям;
- Автоматизация. Для всех регулярных и типовых задач разрабатываются техпроцессы, с использованием дополнительных инструментов, как промышленных (EasyCatalog for Indesign), так и созданных собственноручно (скрипты для Indesign, Photoshop, Illustrator, обработчики и инструменты проверок брифов и сводов, макросы для Excel, инструменты поиска данных и изображений). Все это позволяет свести к минимуму типовую механическую работу и уделить больше времени именно дизайну.
Больше внимания дизайну
Как было сказано выше, DesOps превращает разработку визуального контента в конвейер. При таком подходе дизайнеры занимаются своими прямыми обязанностями, а дизайн-менеджеры (ops'ы) выстраивают рабочие процессы таким образом, чтобы каждый проект был доведен до конца. Кроме того, автоматизация сводит к минимуму типовую механическую работу, повышает скорость выполнения задач, задает четкий тайминг и помогает выдерживать постоянно увеличивающийся объем работ.
В итоге избавление от рутины позволяет уделять больше внимания собственно дизайну. А при нынешних масштабах скорость и качество, в том числе при создании упаковки продукта, играют решающую роль на рынке ритейла.