Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
12.08.2021 в 17:25

Дизайнер с опытом, но без портфолио: как заложить в NDA баланс интересов

Что такое NDA с позиций закона и судебной практики и какие условия важно предусмотреть в соглашении, чтобы свободно обнародовать свои работы

Миша Пименова, CEO Mish

Часто на собеседовании дизайнер ведет себя как секретный агент и говорит, что свои работы показать не может, потому что со всеми предыдущими агентствами или заказчиками у него подписаны жесткие NDA. Кровью. Чтобы не оказаться в такой ситуации, дизайнер должен знать свои права и возможные лазейки в законодательной базе. Разобраться в непростой теме нам поможет Миша Пименова, CEO Mish .

Что такое NDA?

NDA — это соглашение сторон в целях ограничить доступ к информации, касающейся оказываемых услуг или выполняемых работ по договору. Основное назначение такого документа — предотвращение утечки информации. При этом NDA работает в обе стороны: нельзя разглашать как коммерческую тайну компании, так и личные данные исполнителя.

В документе должен быть понятно и детально прописан объем обязательств. Будет плюсом указание в соглашении привязки к определенному проекту, ведь чем меньше объем данных, тем меньше ресурсов потребуется на хранение и, соответственно, меньше людей смогут получить доступ. Таким образом, вероятность раскрытия конфиденциальной информации снижается.

Важно четко сформулировать, что именно является коммерческой тайной. Иногда в NDA прописывают не только запрет на размещение работы в портфолио, на сайте или на страницах сообществ в социальных сетях, но и запрет на разглашение самого факта выполнения тех или иных работ.

На практике обычно NDA обязывают заключать бюрократические машины огромных холдингов вроде «Яндекса», Mail.ru Group, «Сбера» и т. д. Все понимают, что это формальность, которую не хочется, но нужно соблюсти обеим сторонам. Но когда в агентство или к дизайнеру обращается стартап и отказывается брифоваться без подписания NDA, это повод задуматься об адекватности заказчика.

С позиции закона

Российское законодательство выделяет два вида авторских прав, которые в совокупности распространяются на любое авторское произведение (работу):

  • Имущественные (исключительные) права. Их можно продать, а клиент после покупки может делать с произведением все что угодно.
  • Неимущественные (право на авторство, на обнародование под своим именем и др.). Их при всем желании нельзя продать или передать, от них нельзя отказаться, так как они являются личными правами.

Важно понимать, что в любом соглашении невозможно передать клиенту право на авторство, право на обнародование работы под его именем и т. д. Эти личные права являются неотчуждаемыми и остаются у автора навсегда.

Дизайнерам необходимо учитывать это и не подписывать NDA, если там прописаны:

  • размеры штрафов в результате обнародования или разглашения работы или части работ;
  • жесткое press embargo — невозможность нигде и никогда заявлять о своей работе и демонстрировать ее.

Подобные условия не соответствуют закону по двум причинам.

  • Объем ущерба определяется судом при наличии связи между фактом раскрытия информации и причиненным ущербом. Кроме того, суд может снизить договорный штраф, потому что посчитает его несоразмерным (ст. 333 ГК РФ).

Например, такое решение принял Арбитражный суд Республики Башкортостан 30 октября 2020 г. по делу № А07−33351/2019: в нем истец пытался взыскать с ответчика штраф в размере 228 тыс. руб. за нарушение условий NDA, однако суд снизил сумму штрафа до 50 тыс. руб., исходя из принципа соразмерности.

  • Неимущественное право не может быть отчуждено.

А что если заказчик настаивает на пункте о запрете на публикацию результатов работ и размещении информации об авторстве, а вы по каким-то причинам не хотите или не можете отказаться от заказа? Смело договаривайтесь о смягчении такого запрета с разрешением сообщать о факте сотрудничества либо с возможностью демонстрировать какие-либо отдельные элементы или скриншоты работы (например, форм, кнопок, иконок, цветовых переходов, которые использовались в проекте).

Судебная практика

  1. Демонстрация дизайнерских работ на сайте в разделе «Портфолио» не может быть признана рекламой компании, для которой создавался дизайн. К такому выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд по делу № А40−256611/2017 и отказал истцу в требованиях о взыскании штрафа в размере 250 тыс. руб. и запрете на дальнейшее использование произведений в разделе «Портфолио».
  2. «Сайт дизайн-компании используется в качестве витрины, демонстрирующей готовые работы, выполненные силами компании. Все работы, выполненные ответчиком, размещаются на сайте по вышеуказанному адресу с целью демонстрации умений и навыков, содержат раздел с готовой работой, а равно разделы, описывающие процесс выполнения работ, таким образом сайт ответчика одновременно выступает его портфолио» — такой логичный и связный вывод сделал Арбитражный суд города Москвы по делу №А40−202934/2019. В данном деле Российское таможенное агентство (РТА) подало иск о взыскании штрафа со Студии Артемия Лебедева за размещение на их сайте результатов работы. РТА это дело проиграло — суд указал, что подрядчик (студия) вправе использовать созданный им дизайн в собственных нуждах. Интересно, что в данном деле в соглашении между сторонами было прописано подобное условие. Поэтому важно включать в соглашения условие о том, что в дальнейшем вы можете использовать результат работ для демонстрации в портфолио. А еще лучше — четко указать, где именно и на каких страницах.
  3. В другом договоре между компаниями-участницами дела № А76−5586/2017, рассматриваемого в Арбитражном суде Челябинской области, содержался пункт, который гласил: «После заключения соглашения автор не имеет права использовать произведение, а равно предоставлять иным лицам право использовать произведение. Автор сохраняет право лишь на размещение произведения в своем портфолио». Суд обратил внимание ответчика именно на этот пункт.

Рекомендации

По умолчанию заказчик или студия не может запретить дизайнеру показывать свою работу, разумеется, при указании других членов проекта.

Дизайнеру рекомендуется в договоре с заказчиком или агентством прописывать три условия возможности обнародования своей работы:

  • с письменного разрешения клиента;
  • после публичного анонса работы самим заказчиком/агентством;
  • через год после приемки работы (у клиента к тому времени может все измениться — уволятся контактные лица, сам проект не будет реализован или его переделают еще несколько исполнителей).

Также в договоре стоит прописать возможность использования результата работ в портфолио с точным указанием мест, в которых оно будет размещено: страница сайта, документ и т. д.

Кроме того, рекомендуется завести закрытое портфолио, а для площадок сделать несколько открытых проектов с указанием членов команды, клиента, агентства и своей роли в проекте. Закрытое портфолио можно показывать, например, при общении с клиентом или в заявке.

Старайтесь договариваться и решить ситуацию мирно. Можно попросить агентство в своих публикациях указывать вас, и сделать наоборот, с вашей стороны упоминать агентство. Не стесняйтесь находить новые решения. Вы не должны уходить из компании, в которой проработали много лет, с пустыми руками, будто ничего не делали все это время.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.