Одиозный законопроект депутата Лугового, прозванный в СМИ "законом против TNS", готовится к рассмотрению во втором чтении, которое ожидается уже завтра. Единственным существенным дополнением к нему будет перенесение срока реализации - но всего нa девять месяцев. Ранее эксперты говорили о необходимости сдвинуть сроки минимум на год.
Напомним, что депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой предложил ввести государственную аккредитацию для организаций, проводящих исследования объема зрительской аудитории телеканалов. Соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму был внесен 6 июня 2016 года, и принят в первом чтении нижней палатой российского парламента уже 15 июня.
В пояснительной записке к проекту депутат отмечал, что это необходимо для обеспечения прозрачности и достоверности данных: сейчас на российском рынке медиаизмерений ведущую роль играют западные исследовательские компании. Между тем, данные об объеме зрительской аудитории используются для поддержки принятия решений и «способны оказывать влияние на формирование общественного мнения».
Фото Depositphotos
Атака на TNS Russia: хроника, факты, слухи. Как развивается самый опасный для российской рекламной отрасли конфликт.
По аналогии с законом об ограничении владения иностранцами российских СМИ иностранному государству, международной организации, иностранному юрлицу запрещено владеть более чем 20% в уставном капитале компании-медиаизмерителя. Эти лица, а также иностранцы и граждане со вторым гражданством не смогут устанавливать любые формы контроля над аккредитованной организацией.
Аккредитованная организация будет обязана ежегодно представлять отчет о проведенных исследованиях, а также публиковать его на своем официальном сайте. Ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, к ней применяться не будут. Данная норма уже вызвала вопросы со стороны ФАС, о чем на встрече с отраслью 16 июня говорит представитель ведомства Николай Карташев.
Сейчас крупнейшим измерителем телевизионной аудитории в России является компания TNS Russia - она представляет группу Kantar, принадлежащую британскому коммуникационному холдингу WPP. Именно против ее многолетнего господства на российском рынке медиаизмерений и направлен законопроект - компания, которая занимается измерения всех основных медийных каналов коммуникации, на 100% принадлежит иностранцам.
За выбор российского медиаизмерителя выступают крупнейшие телевизионные холдинги, а также представители Госдумы. Против - представители рекламной индустрии, включая крупнейшие отраслевые организации - АКАР и Русбренд. Эксперты рекламной индустрии предрекают острую реакцию рекламодателей на подобные нововведения, а также говорят о недостаточности поставленных сроков, с чем соглашались даже телеканалы.
По имеющейся информации, просьба о переносе сроков вступления законопроекта в силу будет учтена. Правда, речь идет не о тех сроках, о которых говорили представители индустрии: минимум, на год - до 1 января 2018 года. Поправки должны будут вступить в силу 1 сентября 2017 года, т.е. первоначальные сроки были сдвинуты после обсуждения на девять месяцев.
Второе чтение законопроекта о измерениях зрительской аудитории телеканалов назначено на завтра, 22 июня, говорится в протоколе заседания Госдумы. Соответствующее решение сегодня одобрил спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин.