Федеральная антимонопольная служба подготовила серию поправок, которые позволят легализовать так называемый параллельный импорт, разрешающий ввоз товаров без согласия владельцев брендов, сообщают «Ведомости».
Речь идет о проекте поправок в Гражданский кодекс. Они позволяют правительству с 2021 года на срок до пяти лет открывать границу для параллельного импорта отдельных товаров, в частности, если необходимых товаров не хватает в России или они недоступны, если цены на товары завышены или если их качество отличается от западных аналогов.
Технологии и уровень производства в России на данный момент не позволяет удовлетворить большинство потребностей людей за счет внутренних ресурсов. Кроме того, внедрение поправок в ГК поможет увеличить конкуренцию и снизить цены на некоторые категории товаров.
Сейчас параллельный импорт в России находится под запретом. Ввоз товаров разрешается только правообладателям или официальным дилерам. В 2015 году кабмин уже соглашался легализовать параллельный импорт ряда товаров — в том числе лекарств, детских товаров и автомобильных запчастей. В августе премьер Дмитрий Медведев поручил ФАС подготовить предложения о легализации параллельного импорта. Согласно поручению, служба должна была сделать это до 10 октября.
Неофициальные дистрибуторы заинтересованы только в быстрой продаже, риски, связанные с браком и отсутствием сервисного обслуживания, лягут на покупателей, рассуждает сотрудник одной из торговых сетей. Может вырасти поток контрафакта, а выгоды для конечного покупателя не очевидны — всю разницу в цене заберут дистрибуторы. Параллельный импорт приведет к размыванию ответственности за низкокачественный товар, предупреждают эксперты.
Легализация параллельного импорта выгодна российскому покупателю, заключает замдиректора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Светлана Авдашева. Стимулы инвестировать в новое производство в России для международных правообладателей немного снизятся, но те, кто хотел инвестировать в российские мощности, уже сделали это, к тому же российские производители, закупающие импортные комплектующие, смогут сократить затраты.