Фото и иллюстрации с официальной группы компании во "ВКонтакте"
Бренд «Аэрофлот», один из символов советской эпохи, практически ровесник отечественной гражданской авиации, в этом году отметил свой 90-летний юбилей. Развитие бренда многие десятилетия сопровождалось масштабной маркетинговой активностью, наиболее яркие образцы которой пришлись на далекие 20-30-е годы. Sostav.ru проследил развитие легендарного бренда от основания предприятия до наших дней.
День гражданской авиации традиционно отмечается 9 февраля, этот же день считается днем рождения «Аэрофлота». Именно в этот день в 1923 году был создан Совет по гражданской авиации. По инициативе Льва Троцкого было создано «Общество друзей Воздушного флота», которое занималось не только популяризацией гражданской авиации, но и сбором средств для развития отрасли.
Для популяризации авиации организовывались специальные мероприятия, на которых все желающие могли стать пассажирами самолетов. А если таковых не находилось, вступали в силу принудительные меры, равно как и при вступлении в общество. Отказаться -значило идти против курса властей, поэтому всего за один год в общество вступило более 1 млн человек.
Общество проводило «Недели помощи воздушному флоту», на которых собирало пожертвования. Автором многих лозунгов кампании («Даешь крылья!», «Пролетарий – на самолет!») был сам Троцкий.
17 марта 1923 года было учреждено акционерное общество «Добролёт» (Российское общество добровольного воздушного флота), которое являлось коммерческой компанией, выполнявшей задачи создания в стране гражданской авиации для нужд народного хозяйства. Идеологом акционерного общества также выступил Лев Троцкий.
В июле 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва - Нижний Новгород. Рейс на самолете под названием «Промбанк» (немецкий Junkers F13) с Ходынского поля совершил пилот общества «Добролет» Яков Моисеев. Воздушное судно принимало на борт всего четырех пассажиров, не считая двух членов экипажа.
Примечательно, что в рекламной кампании «Добролета» участвовали такие выдающиеся деятели культуры, как художник-график Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский. Один из плакатов Родченко призывал граждан становиться акционерами «Добролета». Лозунги на плакате гласили: «Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер» и «Один рубль золотом делает каждого гражданина акционером «Добролета». Родченко также разработал фирменный стиль общества.
Рекламные кампании и нежелание граждан получить репутацию «несоветского гражданина» принесли свои плоды: за год основной капитал АО вырос с 2 млн до 5 млн рублей.
Агитация проходила вплоть до 30-х годов. Авторы многих рекламных плакатов неизвестны. Сообщения порой были очень агрессивными, с порицанием: «Стыдитесь, вашего имени еще нет в списке акционеров «Добролета».
1 ноября 1930 года акционерные общества «Добролет» и украинская авиакомпания Укрвоздухпуть были объединены во Всесоюзное общество гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны. 25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — АЭРОФЛОТ. К концу 1930-х годов Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира.
Со дня основания авиапарк «Добролета» состоял в основном из немецких «Юнкерсов». К 1933 году он на 90% состоял из самолетов отечественного производства. В 30-е годы авиастроение страны представляло собой уже большой и сложный комплекс производственных предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и т.д. В авиапарк входили самолеты конструкции Туполева, Илюшина, Антонова.
Использование отечественных летательных аппаратов было одной из важных задач советской гражданской авиации. Так, на одном из плакатов можно прочесть надпись: «Над советской страной должны летать советские самолеты и дирижабли».
В 1936 году сеть воздушных сообщений СССР достигла 116 тысяч км, став тем самым самой протяженной в мире. Союз также вышел на первое место по объемам перевозок. В конце 30-х был ликвидирован «Дерулюфт» - российско-германская авиакомпания, создававшаяся еще в 1921 году, таким образом, у Аэрофлота не осталось конкурентов на местном рынке.
В 30-е годы все большее внимание начало уделяться сервису на бортах самолетов: появились буфеты, ковровые дорожки, чехлы для сидений. Призывы вносить средства на развитие гражданской авиации сменяются призывами как можно чаще пользоваться воздушным транспортом.
В это же время в команде экипажа появляется новая должность – бортпроводник. Им должна была быть женщина, незамужняя, с медобразованием, весом не более 52 кг и ростом до 162 см. Первой российской стюардессой стала Эльза Городецкая, в ее обязанности входило не только обслуживание пассажиров и членов экипажа, но и закупка и доставка продуктов.
Во время Великой Отечественной войны летчики Аэрофлота защищали Отечество, проявляя высокий профессионализм и мужество. Они выполняли особо важные полеты к линии фронта, в тыл врага, за границу и на территории страны. «На земле и над землей мы зажмем врага петлей!» - гласит один из лозунгов. В эти тяжелые годы не прекращались регулярные полеты на международных воздушных линиях.
После войны воздушное сообщение стало активно возобновляться и расширяться. Появились новые, более совершенные самолеты Ил-12 и Ил-14 конструкции Илюшина. Запуск был поддержан выпуском плаката, автором которого стал С.Сахаров, а выход в 1956 году на внутренние и международные линии Аэрофлота первого в мире пассажирского реактивного самолета Ту-104 конструкции Туполева и сегодня расценивается как выдающееся событие мирового значения.
В конце 50-х годов прошел испытания и начал регуляные полеты на линиях Аэрофлота самый большой по тем временам самолет Ту-114, отличавшийся более экономичными турбовинтовыми двигателями. Позже его заменил на дальних трассах новый отечественный самолет Ил-62.
В августе 1959 года в Москве открылся аэропорт Шереметьево, главным назначением которого стало обслуживание международных полетов.
В 60-е в плакатах Аэрофлота появляется образы Конька-горбунка и Иванушки, пересаживающегося на реактивный самолет. В это же время в структуре компании появляется рекламно-информационное бюро, которое занимается активным продвижением и создает лозунг «Летайте самолетами Аэрофлота» (на первый взгляд, странный для абсолютного монополиста).
В качестве своего конкурента Аэрофлота видел железнодорожный транспорт. Об этом свидетельствуют многие рекламные изображения, сопровождавшиеся, как сейчас принято говорить, слоганами: «Мой выигрыш – время! Сутки поездом – час самолетом», «Аэрофлот – выигранное время», «Летайте самолетами!», «Перевозите грузы самолетами!».
В это же время Аэрофлот начал привлекать пассажиров новыми сервисами и льготами, например, введением бесплатного питания или бесплатной перевозки багажа определенного веса.
В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии». В 1978 году в первый рейс за границу отправился грузовой самолет Ил-76, который по настоящее время исправно доставляет по всему миру грузы заказчикам.
В 1980 году Аэрофлот был назначен генеральным перевозчиком участников XXII Олимпийских игр, проходивших в Москве. Для того, чтобы принять спортсменов и гостей столицы со всего мира, специально был построен новый международный терминал аэропорта Шереметьево-2, способный одновременно обслужить 31 самолет любого типа. 6 мая состоялось его официальное открытие.
В 1989 году Аэрофлот вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (ИАТА).
В 1980-е годы Аэрофлот, осуществляя пассажирские перевозки на все континенты, перевозил свыше 120 млн пассажиров в год. Это достижение занесено в «Книгу рекордов Гиннеса» и до сих пор не "побито" ни одной авиакомпанией в мире.
Аэрофлот использовал совершенно разные события, происходящие в стране, для собственного продвижения. Так, во время «сухого закона» компания популяризировала свадебные путешествия как альтернативу проведения безалкогольного празднования.
После распада Советского Союза в бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании. Российская компания стала правопреемником наименования «Аэрофлот» и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР.
28 июля 1992 года постановлением Правительства «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот - российские международные авиалинии» (с 2000 года – «Аэрофлот – российские авиалинии»).
В 1994 году Аэрофлот зарегистрировался как открытое акционерное общество, сохранив за собой юридические права на торговую марку. 28 июня 1996 года состоялось первое собрание акционеров ОАО «Аэрофлот».
С 1990-х годов Аэрофлот начал активно эксплуатировать технику ведущих зарубежных производителей. Получают распространение новые технологии, в том числе информационные. 10 декабря 1999 года начал действовать основной веб-сайт Аэрофлота. Компания активнее интегрируется в мировой рынок воздушных перевозок.
14 апреля 2006 года Аэрофлот официально стал десятым членом глобального авиационного альянса SkyTeam. 6 мая того же года получил от Всемирной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) сертификат оператора IOSA, став первой российской авиакомпанией, прошедшей аудит эксплуатационной безопасности ИАТА (IOSA — IATA Operational Safety Audit).
В 2003 компания начала процесс ребрендинга. В результате был обновлен логотип, форма, причем исторические серп и молот так и остались в эмблеме компании. В поддержку ребрендинга в 2004 году была запущена имиджевая кампания. Ее разработкой занималось агентство FCB MA (входит в Media Arts).
Еще одну крупную имиджевую кампанию «Аэрофлот» запустил в 2012 году. Агентство M&C Saatchi Russia сняло для авиакомпании два ролика с разными сценариями для российского и зарубежного рынков. Премьера русскоязычного ролика «Ваш комфорт на высоте» состоялась на официальной странице «Аэрофлота» в Facebook. Англоязычный же ролик «The sky... Our Masterpiece» («Небо... Наш шедевр»), ориентированный на зарубежную аудиторию, увидел свет на телеканале RT (Russia Today).
В нынешнем году компания заключила крупный спонсорский контракт с одним из самых известных и дорогих футбольных клубов мира "Манчестер Юнайтед". Рекламное сопровождение спонсорского контракта обеспечит агентство Аrena Magic Box, входищее в международный рекламно-коммуникационный холдинг HAVAS.
Аэрофлот и искусство
- В 1938 году Даниил Хармс посвятил компании считалочку:
Динь, дон, дили-дон!
Отвечает Спиридон:
Это по небу плывет
Наш родной Аэрофлот!
- Десятки песен гражданской авиации СССР посвятил Владимир Высоцкий. В 1978 году Центральное рекламно-информационное агентство министерства гражданской авиации заключило с Высоцким договор, по которому ему и его жене предоставлялась 50%-я скидка, взамен чего певец должен был воспевать Аэрофлот в своем творчестве.
- Одним из самых известных фильмов, неразрывно связанных с Аэрофлотом, является фильм-катастрофа «Экипаж».
При подготовке текста использованы материалы издания "История в плакатах Аэрофлота", выпущенное к 85-летию гражданской авиации, а также материалы с официального сайта "Аэрофлота".