Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
14.02.2021 в 16:45

«Поиграйте со шрифтами»: как заказчику принять работы креативного агентства и не страдать

О юридических тонкостях оформления отношений с клиентам в креативной среде рассказали эксперты Jekyll&Hyde и Runetlex

4

Креативный бизнес строится по тем же правилам, что и любой другой. Однако есть специфика. Вкусы у всех разные, а понятия «красиво» и «некрасиво» настолько размыты, что вызывают разночтения даже в самых простых вопросах. Достаточно частая ситуация: агентство выполнило работы, но заказчик отказывается принимать и оплачивать их, потому что неудовлетворен результатом. Как понять, кто прав, а кто виноват, а еще лучше — как избежать подобных историй? Сооснователь и гендиректор агентства Jekyll&Hyde Елена Паламарчук вместе с партнером юридической компании Runetlex Павлом Мищенко в своей колонке для Sostav рассказали о юридических тонкостях приемки работ клиентом.

Основа основ: бриф

Проблема с приемкой результата часто возникает, когда стороны недостаточно четко и прозрачно составили бриф по проекту.

Есть два фактора, которые могут вмешаться на этапе разработки брифа. Первый — исполнитель и заказчик часто по-разному относятся к написанному в нем. Агентство воспринимает бриф как четкое руководство к действию. А клиент подразумевает, что это всего лишь примерное направление движения и его можно будет «если что» уточнить и скорректировать.

Рекомендация заказчику. Отнеситесь к этому документу как можно серьезнее. Потому что попросить «переделать», «допилить» и «показать еще пару вариантов» на этапе приемки работ вы сможете только в случае их несоответствия брифу. В любом другом случае дополнительные итерации будут стоить дополнительных денег.

Второй фактор — в том, что лица, принимающие решения (ЛПР) вовлекаются в проект не на этапе составления брифа, а только в самом конце. Исключение их из коммуникации на этапе поставовки задачи и начала работ чревато возникновением «испорченного телефона». Потому что каким бы скрупулезным и внимательным ни был менеджер, ведущий коммуникацию с агентством, «передаточное звено» — это всегда риск неправильно донесенных сообщений.

Рекомендация заказчику. Непременно утверждайте бриф с ЛПРами, а лучше — вовлекайте их в процесс его подготовки.

Акт о выполненных работах: инструкция по применению

Акт — документ, который фиксирует факт выполнения работ. Это способ поставить конечную точку в проекте или в каком-то значимом его этапе. При этом подписание акта зависит от того, как это сформулировано в договоре: акт может передаваться вместе с результатом работ, а может передаваться после утверждения всех работ.

  • В первом случае заказчик сможет высказать свои претензии к содержанию работ в срок, указанный в договоре. Этот срок будет отсчитываться с момента получения акта.
  • Во втором случае заказчик должен будет предоставить обратную связь в срок, который будет отсчитываться с момента передачи ему результата работ. Акт, направленный после приемки работ, будет фиксировать окончание работ. При этом опций не подписать документ у заказчика уже нет, потому что он согласился с результатом работ при приемке.

Если исполнитель направляет результат работ, а заказчик его не принимает и при этом никак не мотивирует свой отказ, то это может быть расценено как уклонение от выполнения условий договора и злоупотребление своим правом. В таких ситуациях может идти речь об автоматической приемке работ после определенного периода «молчания» заказчика (и все чаще такая опция прописывается в договорах). В случае возникновения разногласий решение суда скорее всего окажется на стороне исполнителя.

Рекомендация заказчику. Внимательно относитесь к срокам предоставления обратной связи по проекту. Именно они, а не ваша подпись в акте имеют значение, если у вас есть претензии к качеству выполненных работ.

Мотивированный отказ: почему его не нужно бояться

Почему-то мотивированный отказ внушает многим страх и воспринимается как какая-то болезненная точка и даже стадия конфликта. Этого документа стремятся избежать во что бы то ни стало.

На самом же деле это цивилизованный способ донести до подрядчика свои замечания к содержанию работ. Это бумага, вносящая в ваше дальнейшее взаимодействие порядок и ясность. А вот неструктурированные и не оформленные должным образом комментарии и замечания — устные или направляемые в мессенджерах — не внесут в проект ничего кроме хаоса.

Мотивированный отказ удерживает ваш диалог в рамках договора. В него не внесешь комментарии из серии «дочке нашего директора что-то там не понравилось», любые замечания к работам должны быть обоснованы и не должны противоречить изначальному ТЗ. Все так? Отлично, агентство исправится и переделает то, чем вы не довольны. Замечания оказались за рамками брифа? Ничего страшного: агентство оценит дополнительный объем работ и произведет доработки в рамках дополнительного соглашения.

Помимо прочего, мотивированный отказ регулирует сроки и гарантирует, что процессы не будут затянуты ни с одной из сторон. Заказчику дается ограниченный срок на составление мотивированного отказа, а исполнителю — на исправление замечаний клиента.

Рекомендация заказчику. Не бойтесь формально донести подрядчику свои замечания по выполненным работам. В качестве бонуса такое оформление позволит вам более четко разделить эмоциональные порывы и комментарии по существу. Если вас пугает сама формулировка «мотивированный отказ», никто не мешает заменить ее более нейтральными «замечаниями к проекту».

Расторжение договора: повод не платить?

Некоторые заказчики, решив, что результат работ их не устраивает, думают, что можно не платить. Но составить мотивированный отказ повода нет, поэтому они пытаются инициировать соглашение о расторжении договора. Это возможный вариант развития событий даже в том случае, если работы сделаны и акты об их выполнении переданы. Но только расторжение договора не освобождает заказчика от необходимости оплатить выполненные работы и возместить подрядчику его издержки. Поэтому смысл такого действия сводится к нулю.

Решить возникшие разногласия чаще всего можно и без расторжения договора — заключив дополнительное соглашение или оформив на дополнительные работы новый договор.

Рекомендация заказчику. Если в работе агентства вам важен не только финальный продукт, но и «процесс», возможным решением станет договор с почасовым рейтом (тема для отдельного материала!).

Действуйте юридически грамотно! Порядок в документах и процессах — это может и не половина, но только значительная часть успеха в любом проекте.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.