В России многие учились и учатся по учебникам издательства «Просвещения». Но это не единственное направление деятельности компании — сегодня «Просвещение» ещё и создатель цифровых образовательных сервисов, разработчик игр и игрушек, а также организатор социально-образовательных и просветительских проектов для учёбы и развития. Как агентству «Аэро» удалось создать единую платформу для всех сервисов «Просвещения» и увеличить число заходов на сайт в 2,8 раз, команда проекта рассказала Sostav.
Задача
Изначально сервисы «Просвещения» существовали на отдельных сайтах и не были связаны друг с другом. Некоторые создавалась много лет назад и требовали модернизации. Вопрос переработки всей цифровой инфраструктуры назревал давно, и в 2023 году компания обратилась к «Аэро» с целью создания объединённой информационной среды и единого «окна» доступа для коммуникации всех целевых аудиторий группы компаний, представления полного перечня продуктов и сервисов «Просвещения», для того чтобы обеспечить:
- реализацию стратегии маркетинга и продаж: привлечение и возврат клиентов, оптимизация каналов коммуникаций, формирование единой клиентской базы;
- сокращение затрат на IT-поддержку, обеспечить быстрое масштабирование, а также стабильную и безопасную работу сайтов, увеличить скорость обновления каталога.
Новый портал должен был представить рынку бренд «Просвещение» как единый интегрированный образовательный холдинг, предоставляющий продукты для всестороннего обучения, досуга и развития. Перепозиционирование от «издательства» к «образовательной экосистеме».
В рамках этой задачи «Аэро» требовалось создать корпоративную и пользовательскую части платформы.
Решение — корпоративный сайт
«Просвещение» сотрудничает с 44 тыс. образовательных организаций, с большим количеством дистрибьюторов, с инвесторами и государством. Поэтому корпоративный сайт необходимо было сделать одновременно серьёзным и современным, чтобы он демонстрировал всю силу и глубину бренда.
Большое внимание уделили дизайну — разработчики «Просвещения» комбинировали разные оттенки синего и зеленого цветов, тщательно прорабатывали шрифты и графические элементы. Здесь же была интегрирована CMS для работы с платформой — её используют сотрудники, ответственные за наполнение страниц контентом.
Пользовательский сайт
Пользовательская часть сайта состоит из двух частей или контуров, объединяющих взаимодействие всех клиентов «Просвещения» на один мультисервис.
Внешний контур — это основное цифровое пространство с единой точкой входа во все сервисы. На главной странице пользователь может выбрать свою роль: родитель, педагог, ученик или образовательная организация. И далее посмотреть, что полезного может предложить ему «Просвещение». Например, ученики найдут на сайте не только учебные материалы, но ещё смогут узнать о разных профессиях, подготовиться к ЕГЭ или послушать онлайн-лекции по искусству.
Из внешнего контура пользователь может легко попасть в e-commerce часть сайта (внутренний контур) — единый каталог с печатной продукцией, электронными учебниками, цифровыми сервисами, а также бесплатными материалами.
В отличие от корпоративного портала, структура пользовательской части довольно непростая. Поэтому не стали перегружать сайт визуально и осознанно выполнили его в более лёгкой и светлой стилистике, чтобы пользователям было комфортно. А для наиболее удобной навигации пользователей между сайтами и сервисами сделали сквозные хедер и футер.
Навигация по большому числу сервисов
Поскольку портал рассчитан на разные аудитории, при проектировании стремились объединить все возможные уровни восприятия. Нашей задачей было сделать так, чтобы абсолютно любой пользователь, вне зависимости от его роли или цели, видел на сайте привычные ему элементы и точки входа и мог свободно перемещаться по всей экосистеме.
Для этого вынесли на главную страницу вкладки с тематической информацией для родителей, педагогов, учеников и образовательных учреждений, а также ссылки на основные сервисы. А ещё добавили боковое меню сайта — это ключевой элемент навигационной системы и единая точка входа в любой раздел или сервис.
Из-за такой супернавигации пришлось искать, где разместить остальные элементы, в частности кнопку каталога и бургер-меню. Поскольку боковое меню заняло привычное место кнопки каталога (справа от поисковой строки), решили сделать её слева — получилось немного нетипично, но всё равно рядом с поиском. Бургер-меню расположили под поисковой строкой.
Продуманный пользовательский опыт
При проектировании каталога и карточек товаров пришлось учитывать особенности поведения сразу четырех сегментов пользователей. Ориентировались на CJM по покупке цифровых и печатных учебников, затем прогоняли макеты через количественное и качественное тестирование, чтобы убедиться, что они отвечают потребностям аудитории.
Вот как удалось улучшить пользовательский опыт:
Предусмотрели все возможные паттерны поиска. Клиенты «Просвещения» ищут образовательную продукцию по-разному: кто-то — в каталоге, кто-то — через поисковую строку, кто-то использует оба инструмента. Команда постаралась сделать удобный поиск сразу для всех — много точек входа в каталог, скроллинг товаров, фильтры, сортировка, рекомендации. Неважно, как человек привык искать товар — он может это сделать из любой точки сайта и удобным ему способом.
Выделили характеристики товаров, важные конкретным пользователям. Учителя и родители выбирают учебники по разным критериям. Например, первые обращают внимание на содержание, книжный номер, соответствует ли учебник ФГОС и входит ли он в ФПУ. Такие характеристики для удобства выносили на первый экран.
Придумали нестандартный прием, чтобы показать горящие предложения. В каталогах часто делают большие баннеры для демонстрации долгоиграющих акций — агентству же хотелось показать информацию, актуальную прямо сейчас. Поэтому добавили stories — небольшой баннер-листалку, который показывает, например, как подготовиться к новому учебному году.
Результат
Для оперативности сначала запускали MVP с базовой функциональностью, а потом дорабатывали. В результате удалось создать объёмную цифровую платформу, которая объединяет все продукты и сервисы ГК «Просвещение», даёт её клиентам полное представление обо всех возможностях холдинга, а также обеспечивает удобный доступ в e-commerce часть.
По итогам работ заметно вырос трафик на сайт. Число уникальных посетителей увеличилось почти в два раза, по сравнению с 2022 годом. При этом количество прямых заходов стало больше в 2,8 раз, что свидетельствует о росте узнаваемости нового бренда «Просвещения».