#Bavakane (с армянского Բավականէ — «достаточно») — это социальная кампания, направленная на повышение осведомленности о проблеме селективных абортов в Армении. Кампания поддерживается Министерством здравоохранения Армении, финансируется армянским офисом фонда народонаселения ООН.
Издавна в Армении предпочтение в вопросе детей отдается мальчикам как наследникам и будущим опекунам своих пожилых родителей. Иногда семьи, у которых рождается нескольких девочек подряд, называют свою младшую дочь «Бавакан» («достаточно»). Эта традиция продолжается и по сей день, и девочкам с этим именем приходится всю жизнь помнить о том, что их родители хотели мальчика.
Возможность узнать пол ребенка на ранних сроках с помощью УЗИ-фотографии привела к многочисленным абортам, обусловленным полом ребенка. Это и сейчас нарушает естественный баланс полов среди детей в Армении. За последние 25 лет из-за селективных абортов в Армении не родилось около 40 000 девочек. По оценкам UNPFA к 2060 году в Армении не родится около 93 000 девочек. В настоящее время соотношение детей в Армении составляет 111 мальчиков на 100 девочек, однако естественным соотношением является 102−106 мальчиков на 100 девочек. Эти показатели подняли Армению на 3 место в списке стран с самым высоким уровнем абортов по признаку пола, уступая только Китаю и Азербайджану.
В 2016 году правительство законодательно запретило прерывание беременности после 12-ой недели. Однако введение строгих правил без устранения глубинной причины возникновения проблемы имело свои побочные эффекты. Некоторые семьи были и остаются полны решимости предотвратить рождение девочки, поэтому обращаются к «традиционным» или «домашним» методам, которые угрожают жизни и здоровью будущих матерей.
Цели социальной кампании
Проект был разработан и реализован креативным агентством Doping. Кампания была направлена на:
- повышение осведомленности о тревожной статистике абортов по половому признаку в Армении и их разрушительном демографическом, социальном и экономическом воздействии в долгосрочной перспективе;
- инициацию общенациональной общественной дискуссии;
- инициацию изменения социальных норм путем повышения значения девочек в обществе.
Основные сообщения кампании:
#Хватит дискриминировать ребенка по половому признаку.
#Хватит думать, что женщина не может быть сильной.
#Хватит думать, что только мальчики продолжают род.
#Хватит лишать девочек шанса родиться.
#Хватит игнорировать тот факт, что тысячи детей не рождаются из-за их пола.
Реализация
Основным средством привлечения внимания к кампании стала статуя «Матери Армении» в парке Победы в Ереване. Это самая высокая статуя в стране, которую видно отовсюду. Мать Армения — женская персонификация страны. Она не только воплощает в себе похвалу армянским вооруженным силам, но и служит проявлением исторической признательности страны к своим женщинам. Последнее делает эту статую идеальным носителем для повышения осведомленности о дискриминации девочек и женщин в целом.
Кампания #Bavakane стартовала в 19:30 11 октября, в международный день девочек. Всё освящение статуи было выключено, а специальные светодиодные проекторы окрасили её в красный цвет, ассоциирующийся с опасностью и часто использующийся на знаке «Стоп». Красная «Мать Армения» привлекла внимание прохожих. Красной она оставалась до рассвета. Для передачи сообщений кампании на ее постаменте были спроектированы короткие тексты со статистическими данными.
Министр здравоохранения Армении Арсен Торосян вместе со своей дочерью вышел в прямой эфир на Facebook перед статуей и рассказал о кампании, выразив свою поддержку.
Продвижение в digital
В рамках кампании была создана специальная страница, которая содержит полную информацию, включая статистические данные, анализы и отчеты. На ней также можно поделиться своими личными историями. Официальные страницы Facebook и Instagram помогают распространять кампанию в социальных сетях и обеспечивают обратную связь. Местные и международные СМИ, а также знаменитости в социальных сетях освещают эту тему, используя хэштеги #bavakane и #ԲավականԷ.
Также был снят социальный видеоролик для продвижения кампании в соцсетях. Он эмоционально рассказывает о достижениях Армении в области науки, спорта, культуры и во многих других сферах, однако в конце ролика говорится еще об одном «достижении» Армении, о селективных абортах, по показателю которых Армения находится на 3 месте. Видео заканчивается призывом прекратить выделять только достижения, полностью игнорируя вопиющие проблемы.