Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

MDG Context: в июле 2022 года россияне потребляли больше бизнес-контента и сладостей

Свежий отчёт от Media Direction Group

В Media Direction Group проанализировали основные факторы, влияющие на поведение и настроение потребителей и бизнеса в текущей ситуации. В новом выпуске отчёта MDG Context эксперты рассказывают, почему бизнес обеспокоен ростом цен на сырье, а банки ждут возрождения кредитов. Подробнее — в материале Sostav.

Потребители и новостной фон

Все еще больше половины россиян считает, что страна проходит через более серьезный кризис, чем пандемия. По данным исследования агентства BrandScience, их количество снижается, но медленно: с 62% в марте до 53% в июле.

С одной стороны, «страхи весны» не оправдались: нет дефицита и массовых увольнений, рубль удерживает позиции. Однако новости о ежемесячном падении ВВП порождают новые опасения. На этой неделе Минэкономразвития объявило, что в июне российская экономика снизилась на 4,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года (в апреле — на 2,8%, в мае на 4,3%), а за второй квартал — на 4%. Оборот розничной торговли сократился на 7%. Причем это не только российский тренд: в начале июля глава МВФ также ухудшила прогноз на 2022 и 2023 годы.

Кроме того, на настроение потребителей влияют уход крупных международных брендов, прекращение зарубежных инвестиционных проектов и неопределенность в вопросах инфляции и роста цен.

Эксперты подчеркивают, что июньская дефляция не компенсирует темпы инфляции. По прогнозу ЦБ, в 2022 году она составит 14−17%, а в 2023 —5−7%. МВФ также повысил прогноз мировой инфляции в 2022 году до 8,3%. Напомним, что самая комфортная инфляция — низкая (до 6% год). Именно на таком уровне стараются поддерживать ее в большинстве стран. Инфляцию от 6 до 10% год называют умеренной, она опасна тем, что может выйти из-под контроля.

Следствием мартовского обвала рубля стал рост розничных цен, теперь официально: в июле Росстат обработал и опубликовал данные за май. Среди продуктов максимально подорожали капуста (206%), лук (56%) и чеснок (52%), что связано с курсом рубля и тем, что весной эти продукты завозят из-за рубежа. Такжеиз-за ажиотажных закупоксущественно подорожалсахар (68,7%). Из бытовой техники сильнее всего выросли в цене фотоаппараты (82%) и мониторы (60%). В лидерах подорожания- шины (61%) и автомобили (56%).

За период с 16 по 22 июля цены снизились незначительно: их индекс, по оценке Росстата, составил 99,92%. Кроме того, падают они все медленнее, и Минэкономразвития отмечает, что на неделе с 16 по 22 июля дефляция замедлилась до 15,3% по сравнению с показателем в 15,39% неделей ранее.

Тренды медиапотребления

Мировые события повлияли на чтение онлайн-новостей. Аналитики Rambler&Co сравнили показатели ноября 2021 года, марта и мая 2022 года и выяснили, что после мартовского всплеска популярность новостей остается на высоком уровне (их читают 81% россиян), и это значительно выше показателей ноября прошлого года.

Чтение социально-политических новостей продолжило расти и в мае (60% против 52% в марте). По всем темам наблюдается рост аудитории, за исключением категорий «кино», «экология» и «происшествия», которые к лету несколько снизились.

В марте значительно выросла популярность деловой тематики, которая раньше считалась слишком специфичной. После стремительного взлета с 9% в ноябре до 30% в марте деловые новости к лету зафиксировались на уровне 29%. Потребителей деловой информации стало больше за счет притока молодой и женской аудитории, сегмента с доходом ниже среднего, а также растущего интереса к тематике в регионах.

Кросс-чтение, комбинирование каналов с целью поучения достоверных новостей, стало трендом в марте (61%), но в мае снова откатилось к показателям ноября (23%).Люди вернулись к новостям в соцсетях (44% против 23% марте) и на сайтах/агрегаторах (33% против 16% в марте).

Внешние новости постепенно теряют актуальность, а личные остаются в фокусе. BrandScienceв своем «Мониторинге кризисных настроений россиян» отследил эту динамику и обнаружил, что аналогичная ситуация наблюдалась 2015 году и ознаменовала адаптацию к кризису.

В феврале 2022 года финансы страны волновали 62%, финансы семьи — 44%. После марта интерес к глобальной экономической проблематике стал угасать. К июню показатели почти сравнялись: 54% процента волновались об экономической ситуации в стране, 52% — о личных финансах.

Несмотря на снижение потребления новостей на тему экологии, эта повестка не потеряла актуальности: загрязнение воды беспокоит 43% россиян, загрязнение воздуха 40%, уничтожение лесов также 40%. 54% заявляют, что готовы разделять мусор, 41% — сократить использование одноразовых вещей в быту.

Однако в сфере повседневных покупок россияне не руководствуются принципами осознанного потребления. В июле стал особенно заметен тренд на маленькие «сиюминутные» радости, заменившие крупные покупки. Так, потребители отказываются от автомобилей и ювелирных изделий, а также от алкоголя и питания вне дома. Но не готовы лишить себя сладкого, деликатесов и развлечений.

Бизнес пока настроен довольно пессимистично. Опрос S&P Global показал в конце июня падение индекса оптимизма компаний до 5% после 34% в феврале — такое происходит впервые с 2009 года. В России этот показатель оказался ниже среднего по миру, составившего в июне 22% после 40% в феврале. Среди угроз дальнейшему развитию компании чаще всего называют: растущие цены на сырье, падение спроса на российские товары из-за санкций, ощутимый спад покупательной способности россиян. При этом российские предприниматели не перестают искать пути развития, особенно в сфере малого бизнеса. В три раза выросло количество продавцов на маркетплейсах, 37% отмечают снижение конкуренции.

Государство подключает меры поддержки, в частности, заключает с бизнесом офсетные контракты — долгосрочные договора поставки со встречными инвестиционными обязательствами. На примере Москвы можно отследить первые результаты. По данным Департамента инвестиционной и промышленной политики (ДИиПП), объем промышленного производства в городе за первые четыре месяца 2022 года вырос более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 77% увеличилось машиностроение, на 22% выпуск одежды, на 19% — производство лекарств.

Отсутствие прогнозов как прогноз

В 2022 году ключевая ставка менялась уже шесть раз. 22 июля ее уменьшили до неожиданно низких 8% — рынок назвал такое снижение «агрессивным». Эльвира Набиуллина отметила, что это не предел: «Траектория ставки будет такой, какая необходима для возвращения инфляции к цели 2024 года». Она также обозначила прогнозсреднего уровня ставки на текущий год — 10,5−10,8%.

Резкое понижение ставки — вынужденная мера, чтобы оживить кредитование и тем самым смягчить обвал экономики, считают аналитики. Однако переключить потребителей со стратегии накопления на кредиты и траты будет очень сложно. Поэтому за восстановление розничного кредитования ЦБ еще предстоит побороться.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.