Как развивался брендинг в 2017 году? Изменятся ли тенденции его развития в 2018?
О трендах уходящего года и о ставках на грядущий 2018 рассуждают Алексей Андреев (Depot WPF), Вадим Журавлев (Weavers Brand Consultancy), Олег Кузьмин (Landor) и Дмитрий Пёрышков (DDVB).

2017
Объемы медийных бюджетов, как правило, зависят от потребительских рынков: кризисов, спадов, страхов и ожиданий. В целом же коммуникационная индустрия развивается без оглядки на текущую экономическую ситуацию, и маркетологам наплевать – больше или меньше продали в уходящем году рекламы. Гораздо ценнее те самые быстроменяющиеся тренды, которые завтра кому-то позволят, а кому-то и нет, подняться на новый уровень.
Мы наблюдаем сейчас стремительное появление, развитие и трансформацию новых товаров и услуг, инструментов продвижения и, как следствие, изменения самого коммуникационного поля. Это весьма тревожно для консервативных участников. Уходящий год дал нам много поводов подумать: что дальше? Развитие диджитал, использование Big Data, сумасшедший таргетинг и забалованные потребители, которые уже не клюют на всякое старье. Мы видим, что и производители, и пользователи коммуникаций начинают думать и действовать иначе.
Меняются целеполагание, философия бизнеса, культура – кому теперь нужна ваша реклама?! Я наблюдаю, как в профсообществе падает страсть к фестивалям и конкурсам, а заказчики ищут не креативных, а эффективных партнеров. Это устойчивый тренд.
А еще продолжается спад интереса людей к рекламе как к профессии. Стало тяжело рекрутировать сотрудников в офис – талантливая молодежь хочет работать на себя, а не на «дядю». Выросла целая индустрия лекций-конференций под лозунгом «создай свой бизнес, заработай миллион»!
Законный вопрос: а разве так было не всегда? Неужели динамика перемен 2017 года круче, чем годом раньше? Мой ответ – круче.
2018
Предстоящий год наполнен политическими и культурными событиями, которые могут повлиять на развитие не только коммуникационной отрасли, но и всей страны. Как именно? Никто не знает. Если предположить, что катаклизмов не произойдет и экономика России будет оставаться в прежних кондициях, то наметившиеся тенденции продолжат углубляться и пугать обывателей блокчейном, криптоправительством и облачными брендами. Хочу верить, что избыточные стартапы обернутся неболезненными банкротствами, а грамотные специалисты, наигравшись в свободу, вернутся в офисы, чтобы развиваться самим и помогать расти компаниям.
Думаю, что социальная среда, особенно в мегаполисах, станет еще жестче, и все поймут, что «просто работники» больше не нужны. Линейную работу могут выполнять механизмы, а задачи, нуждающиеся в высокой вовлеченности, к коим относится и наш с вами бизнес, требуют супер-героев. Иначе никак.

2017
Довольно сложно говорить о трендах в брендинге в масштабе года, но для меня очевидно, что 2017 стал триумфом сетевого ритейла в общем и развития Private Labels в частности. При этом, собственные торговые марки окончательно утратили клеймо неполноценности, став, с точки зрения смысловой и визуальной уникальности, полноправными конкурентами привычных брендов.
Didital полноценно заработал в ритейле и не только в смысле пресловутой «омниканальности». Мы видим, как ритейлеры в самых разных сегментах рынка, от банковской сферы до заправок, вынуждены переформатировать ритейл-пространство, насыщая его активными экранами, элементами цифровой навигации, автоматизированными системами заказов и расчетов. Это, кстати, определяет и новые требования к разработчикам ритейл-брендов. Если в сфере потребительского или корпоративного брендинга еще можно обойтись стандартным набором услуг, то в ритейле технологическая проработка проекта становится частью обязательной программы.
2018
Мне представляется, что в следующем году брендинг будет развиваться под флагом кроссфункциональных команд, которые смогут объединить в себе различные компетенции, включая глубокую экспертизу в бизнесе клиентов, стратегическое видение, дизайн и технологическую составляющую проектов.
Если говорить о дизайне, как о наиболее очевидном для публики воплощении новых тенденций в брендинге, то очевидно, что flat, минимализм и динамическая идентификация в визуальной идентификации перестали быть трендом, превратившись в жесткий мейнстрим. Такие решения все больше вызывают ощущение предсказуемости и догматичности. Появляется и крепнет ощущение, что в плане простоты и лаконичности мы уже почти достигли «дна», оттолкнувшись от которого «улетим» в какую-то пока неведомую (мне, во всяком случае) сторону. Произойдет ли это в 2018 году? Посмотрим.

2017
Всем понятно, что сильное влияние продолжает оказывать изменение экономической обстановки: кризис, санкции, снижение покупательской способности и т.д. Если мы говорим о глобальных мировых трендах, то это, конечно, всеобщая инфантилизация населения. Моду теперь задают подростки и совсем молодые люди. Эти же молодые люди – главные потребители теперь. Они лучше разбираются в быстроизменяющейся сегодняшней реальности, быстрее к изменениям адаптируются. А рынку остаётся только подстариваться под их образ жизни, потребности и культуру. Это всё приводит нас к ещё одному явлению, характерному для рынка сегодня – это колоссальный информационный шум, в котором мы все вынуждены кричать, чтобы быть услышанными.
Все начали уходить в интернет. Это уже не тренд 2017 года, а нескольких предыдущих лет, но кажется, что в этом году он достиг пика. Связано это со всеобщей гаджетизацией и изменением восприятия традиционных каналов доставки информации.
2018
В 2018 всё это продолжит развиваться, и мне кажется, что будет большое количество вирусных историй. Все уже устали от традиционной рекламы, и найти какие-то ходы, которые привлекут и продадут, самое главное, будет очень тяжело. Больше производителей начнут обращать внимание на приёмы нейромаркетинга, использовать узкотаргетированные сообщения под конкретного потребителя.

2017
Упрощение процесса получения и обработки информации для создания стратегии бренда
Чтобы создать успешную брендинговую стратегию, агентству крайне важно проделать добросовестную «домашнюю работу» и проанализировать большой массив данных о компании и о рынке. В этом году этот процесс продолжал становиться быстрее и проще.
Помимо наших собственных инструментов (таких как Brand Asset Valuator) и всевозможных профессиональных информационных источников, на которые подписано наше агентство, мы активно пользовались разнообразными инструментами мониторинга социальных сетей, онлайн-сообществами, заменяющими качественные исследования, быстрыми количественными опросами через онлайн-панели и другими полезными и доступными ресурсами, например, Think with Google.
Уход от традиционного управления брендами в сторону бренд-сообществ
Традиционная модель управления брендом, где все рычаги сосредоточены у бренд-команды, а коммуникации жестко регламентированы, перестала эффективно работать. Сегодняшний бренд формируется разными аудиториями. Такие сообщества, помимо команды маркетинга, могут включать партнеров, экспертов из индустрии, потребителей-фанатов бренда и рядовых сотрудников компании.
В 2017 году мы сделали большой упор на разработку предложений, где коммуникации учитывают различные типы сообществ бренда (brand communities) и разные степени свободы выражения брендов, характерные для каждого сообщества.
Повышенное внимание к брендингу со стороны B2B-компаний
Мы видим, что традиционный индустриальный бизнес уделяет все больше внимания работе над собственными брендами. Особенно это касается тех, кто ориентирован на западный рынок (например, в металлургии, химии, производстве удобрений и т. д.). При выходе на международные арену российские компании сталкиваются с серьезными конкурентами с сильными и узнаваемыми брендами, поэтому они стали чаще обращаться к услугам международных агентств как для корпоративного, так и для продуктового брендинга.
2018
Расширение услуг сильнейших брендинговых агентств в сторону бизнес-консалтинга
Все больше компаний в мире и России понимают, что стратегии бренда и бизнеса неразделимы. В 2018 году мы увидим тренд, когда продвинутые брендинговые агентства будут консультировать компании по широкому спектру бизнес-вопросов, начиная с работы над созданием или корректировкой бизнес-моделей, и уже на этой основе разрабатывать предложения по стратегии бренда.
Развитие брендинга всего процесса оказания услуг
Помимо традиционного брендинга продуктов и услуг, агентства будут принимать все более активное участие в обеспечении присутствия бренда на всех этапах и циклах потребительского опыта, охватывая все интерфейсы и точки соприкосновения с брендом.
Использование ИИ в коммуникациях бренда
В этом году многие компании начали активно использовать различные виды ИИ в своих коммуникациях — как внутренних, так и внешних (боты, виртуальные персонажи, цифровые помощники). В 2018 году бренд-специалисты будут работать над тем, чтобы визуальный и вербальный стиль ИИ полностью соответствовал идее, ценностям и характеру бренда компании.