В Северной столице в настоящее время завершается конкурс на создание инвестиционного бренда. Каковы цели проекта, его промежуточные итоги и перспективы, рассказала генеральный директор агентства Brandson Елена Юферева.
Первые заявления о необходимости создания инвестиционного бренда Санкт-Петербурга прозвучали от городского правительства в преддверии саммита G20 в текущем году. В конце августа губернатором Георгием Полтавченко был рассмотрен первый вариант брендирования города, подготовленный Комитетом по инвестициям, и вынесено предложение дополнительно организовать открытый конкурс для горожан по предложению своего варианта бренда Санкт-Петербурга.
Всего на конкурс поступило 30 работ, 5 из них вошли в шорт-лист. 19 ноября Комитет по инвестициям Санкт-Петербург совместно с профессионалами в области брендинга подвели итоги этого конкурса на создание инвестиционного бренда Санкт-Петербурга. Жюри во главе с вице-губернатором Василием Кичеджи определило двух претендентов на победу. Ими стали вариант, предложенный Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга, и работа конкурсантки Еленой Слободиной.
Концепция комитета по инвестициям
На наш взгляд, идея, предложенная Смольным, является интересной, хоть и необычной. Чаще всего с подобной инициативой выступает либо руководство спортивных клубов, либо городские власти, создающие бренд территорий, которые будут у всех на слуху.
Так, недавно на официальном сайте магнитогорского «Металлурга» стартовало голосование за новую эмблему клуба – первое мероприятие программы ребрендинга. Еще один пример - парк «Сокольники», фирменный стиль для которого разрабатывали студенты Московского государственного университета печати им. Ивана Фёдорова – по собственной инициативе. Начинание понравилось властям, и 25 предложенных проектов были вынесены на всеобщее голосование в соцсетях.
Тем не менее, в сфере b2b возможности краудсорсинга практически не используются. Поэтому привлечение жителей города к участию в этом проекте можно расценивать как политический жест. Смольный стремится подчеркнуть, что будущее Санкт-Петербурга необходимо определять сообща. Причем это касается как глобальной стратегии, так и таких локальных вопросов, как разработка узнаваемого инвестиционного бренда.
Наиболее удачной нам представляется тот вариант, что и был разработан Комитетом по инвестициям. Идея использовать такую многозначную фигуру, как круг, помогает раскрыть потенциал Петербурга как привлекательного для инвестиций региона. Круг символизирует бесконечные возможности и завершенность, развитие и успех, который приносят вложенные в город деньги. Именно эти качества бренда города и вербализируются в предложенном варианте сразу на двух языках. Однако слабой стороной данной разработки является использование стандартного шрифта, который ассоциирует эксклюзивный бренд города с сотней других менее важных проектов.
Знак SPB, предложенный конкурсанткой Еленой Слободиной, имеет потенциал, хотя буква S, представленная вне контекста, считывается с трудом. Но посыл хорош: перспективы, возможности, движение, скрытый потенциал, который готов перейти в динамику конкретных действий. При этом две другие литеры затрудняют считывание основной идеи и «перегружают» знак
Идея разработать инвестиционный бренд города отнюдь не случайна. На сегодняшний день территориальный брендинг – настолько модное направление, что целые страны оспаривают свое право на аутентичность той или иной стилистики логотипа. Брендинг и маркетинг территорий служат для формирования уникальных преимуществ региона в разрезе политики, бизнеса и инвестиций, экспортных брендов, туризма, культуры, населения.
Однако в последнее время о своей привлекательности (в том числе и инвестиционной) задумались не только субъекты федерации, но и бизнес-элиты. К примеру, все активнее при помощи комплексного брендинга заявляют о себе технопарки, инновационный кластеры и особые экономические зоны. В ситуации острой конкуренции между регионами, городами и якорными для этих субъектов бизнесами возрастает роль позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития.
Санкт-Петербург остается одним из наиболее привлекательных для инвестиций городов России. Северная столица занимает активную позицию, направленную на создание комфортных условий для инвестирования в развитие различных отраслей городской экономики. Однако в экономике города существует целый ряд проблем, которые затрудняют его развитие. Среди них и наличие административных барьеров, и высокая стоимость энергетических ресурсов и коммунальных услуг, и недооформленность институциональной инфраструктуры.
Инвестиционный бренд города мог бы стать решительным шагом вперед в преодолении этих трудностей. Его появление поможет более тесной кооперации с потенциальными и существующими бизнес-партнерами, улучшит предпринимательский климат и упростит процедуру взаимодействия потенциальных инвесторов и госорганов.
В этом смысле логотип – это лишь вершина айсберга. Безусловно, найти правильный образ, отражающий суть самого бренда, - задача очень важная. Но еще важнее, как регион репрезентирует себя, на что делает ставку, за счет планирует привлекать туристов инвестиции.
Окончательный победитель конкурса на создание инвестиционного бренда Санкт-Петербурга будет определен по итогам открытого интернет-опроса. Свои голоса все желающие могут оставить на Едином инвестиционном портале Санкт-Петербурга до 10 Декабря 2013 года.