Один из главных вызовов бизнеса сегодня — поиск квалифицированных сотрудников. Участники рекламного рынка сталкиваются с их дефицитом, особенно в программатик-рекламе, где растет спрос на профессионалов. Часть задач могут взять на себя фрилансеры, позволяющие временно решить проблему кадрового голода. Sostav обсудил с представителями индустрии, насколько уместен вопрос выбора между штатными и сторонними специалистами.
Свистать всех наверх!
В сфере маркетинга к аренде кадров прибегают как небольшие компании, так и крупные корпорации.
Причины у каждого бизнеса свои, отметила директор по маркетингу SocialJet Софья Серова. В случае с малым предпринимательством чаще всего это недостаток ресурсов и незначительный фонд оплаты труда, который не позволяет держать работника в штате до момента масштабирования. Иная ситуация у «больших игроков». Перед ними зачастую поставлен вопрос необходимости определенного специалиста в штате: например, человек может наняться на конкретный проект или на тестирование гипотезы, которое не влечет за собой необходимости в трудоустройстве на полный график.
Софья Серова, директор по маркетингу SocialJet:
Думаю, в нашем мире на аутсорс можно отдать вообще все. Чаще остальных в маркетинге встречаются контекстологи и таргетологи. На них существует наибольший спрос и достаточное количество предложений. Стоит выделить и копирайтеров, которых привлекают даже в крупных компаниях с инхаус-командами.
Стратегический директор 2LEADS Игорь Слинкин добавил, что на рынке заметна тенденция — к услугам маркетологов-стратегов чаще стали прибегать стартапы. Специалисты помогают разработать комплексные маркетинговые стратегии, включающие долгосрочное видение развития бизнеса и детальный план реализации. Помимо этого, востребованы услуги специалистов в узких нишах, таких как контент-маркетинг и SMM.
Игорь Слинкин, стратегический директор 2LEADS:
Анализ рынка показывает, что привлечение узкоспециализированных экспертов на временные проекты в программатик-рекламе не является распространенной практикой. Вероятно, это связано с дефицитом квалифицированных кадров, что стимулирует компании нанимать таких специалистов на постоянную работу.
Из-за демографических изменений и конкуренции за кадры среди работодателей инхаус-рекрутеры сталкиваются с трудностями при поиске профессионалов в короткие сроки, отметила генеральный директор компании аутсорсинга ведения рекламных кампаний EMP (входит в E-Promo Group ) Саша Миндубаева. Даже если удается найти подходящего кандидата вовремя, уровень его экспертизы может полностью не соответствовать потребностям работодателя. В таких случаях компании вынуждены заказывать услуги аутсорсинга опытных специалистов. При этом в диджитале существуют пиковые сезонные нагрузки, во время которых формат более востребован, а компании делегируют внешним командам как отдельные технические задачи, так и проекты целиком.
Рабочие каналы
Существуют разные площадки для найма фрилансеров и варианты поиска. Например, можно обратиться в аутсорсинговую компанию или рассмотреть кандидатов, работающих на фриланс-платформах. Но представители бизнеса используют и другие каналы подбора сторонних кадров.
Софья Серова, директор по маркетингу SocialJet:
В начале пути, когда еще не было достаточного количества контактов, меня очень спасали чаты в Telegram. Сейчас я привлекаю проверенных временем людей и бывших коллег, у которых при необходимости могу спросить рекомендацию. Для меня важно, чтобы человек был с осязаемым поручителем.
Скорее всего, полагаться на «сарафанное радио» профессиональной среды при поиске подобных специалистов будет и Игорь Слинкин.
Такие ответы подтверждают статистику. Согласно исследованию Convince and Convert, 83% респондентов начинают интересоваться продуктом, если услышали о нем от друга или члена семьи. В рекрутинге этот показатель еще выше: целых 96% HR-менеджеров признались, что прибегают к помощи сотрудников компании в поиске и подборе персонала.
Как итог, «сарафанное радио» теснит другие решения. Где-то взгрустнул менеджер одного небезызвестного сервиса поиска специалистов.
Win-win. Но это не точно
Аренда позволяет компаниям в короткие сроки найти человека для выполнения конкретной задачи, оптимизируя расходы и не затрачивая время на долгий процесс найма. Сотрудникам, работающим в таком формате, предоставляется возможность поучаствовать в разнообразных проектах, пополнить свое портфолио и резюме. Вариант привлекателен и для тех, кто предпочитает гибкость в работе — привет любителям внепланового отпуска.
Благодаря аутсорсингу компании оперативно масштабируют команду за счет опытных сотрудников, высвобождая ресурсы для решения стратегических задач, подчеркнула Саша Миндубаева. Но это не единственное преимущество формата.
Саша Миндубаева, генеральный директор компании аутсорсинга ведения рекламных кампаний EMP (входит в E-Promo Group):
Дополнительные плюсы связаны с отсутствием затрат на наем и адаптацию новых специалистов, экономией на фонде оплаты труда, гибкостью в изменениях объемов и видов задач, выполняемых представителями подрядчика. Кроме этого, у компании-заказчика появляются новые рабочие инструменты, к которым у внутренней команды может не быть доступа.
По мнению Игоря Слинкина, привлечение кадров со стороны позволяет рассчитывать на их высокую мотивацию и ориентацию на результат. Однако стоит учитывать риски: недостаточный контроль над рабочим процессом, возможное несоответствие корпоративной культуре и сложности в командной работе. Все это может негативно отразиться на эффективности бизнеса, которая при использовании внештатных маркетологов напрямую связана с его масштабами и позиционированием на рынке.
Что уж говорить о профессиональной — и не только — ревности штатных специалистов. Ее последствия непредсказуемы — мало не покажется никому.
Скептически концепцию привлечения внешних кадров оценивает коммерческий директор getads Арминэ Карахан.
Арминэ Карахан, коммерческий директор getads:
Привлечение сторонних специалистов к маркетинговым проектам может быть нецелесообразным по ряду причин. Во-первых, внутренние команды лучше понимают специфику бренда и цели компании. Во-вторых, наем внешних экспертов часто приводит к увеличению расходов и сложностям в координации. На обучение новых специалистов тратится время и ресурсы, которые могли бы быть использованы эффективнее. Кроме того, существует большой риск, что сторонний специалист в силу поступившего более интересного предложения, просто бросит проект, так и не завершив его.
Горизонт ожидания
В связи с популярностью и востребованностью маркетинга Софья Серова прогнозирует увеличение числа специалистов в разных его областях. В индустрию приходит много молодых людей, которые создают тренды для действующих представителей маркетинга. Компании все чаще забирают к себе начинающих специалистов, взращивая и обучая их.
Софья Серова, директор по маркетингу SocialJet:
Аутсорс будет всегда, но к нему трансформируются запросы. Уже сейчас крупный бизнес практически не обращается к сторонним специалистам, за исключением звезд индустрии. Все больше средних компаний нанимают маркетологов-универсалов и джунов, а также обращаются к агентствам. В результате самозанятым нужно ярко выделяться для работы с большими проектами на своих условиях или выбирать себе нишу малого бизнеса.
По мнению Саши Миндубаевой, на рынке сложилась иная ситуация: основные клиенты аутсорсинговых компаний на сегодняшний день — крупные агентства. Но даже у них есть ограничения на объем закупки аутсорса в соотношении с численностью штатных сотрудников — внутренняя команда не может бесконечно разрастаться за счет внешних игроков.
Саша Миндубаева, генеральный директор компании аутсорсинга ведения рекламных кампаний EMP (входит в E-Promo Group):
В будущем аутсорсинг будет плотнее комбинироваться с инхаус-командами. Так, внутренние специалисты компаний смогут сосредоточиться на стратегическом планировании, а внешние заберут на себя пиковые нагрузки, технические задачи и узкоспециализированные проекты. Такой подход обеспечит удержание ключевых сотрудников внутри компании-заказчика, будет содействовать раскрытию их профессионального потенциала и ускоренному карьерному росту.
Не ждет широкого привлечения внештатников в индустрию и Игорь Слинкин. По его мнению, существующий тренд создания инхаус-команд, скорее всего, сохранится на долгие годы.
Договор
Будущее маркетинга видится в развитии инхаус-команд, дополняемых при необходимости аутсорсом. Сторонние специалисты способны взять на себя часть рутины или решать узкоспециализированные задачи. Их наем может сэкономить время и деньги компаний, но стоит учитывать и возможные риски выбора ненадежного сотрудника. Обращение к «сарафанному радио» на стадии поиска кандидата — один из популярных сценариев минимизации негативных последствий. Хотя формирование сильных инхаус-команд остается приоритетом для многих компаний, аутсорсинг, как и гибкий подход в формировании коллектива, будет жить.