В понедельник вечером пользователи по всему миру начали жаловаться на неполадки в работе Facebook и принадлежащие ему сервисы WhatsApp и Instagram. Это привело к тому, что акции Facebook на бирже Nasdaq начали проседать в цене, а состояние основателя компании Марка Цукерберга сократилось почти на $6 млрд.
Во время сбоя в работе Instagram, Facebook и WhatsApp было зарегистрировано более 10,6 млн жалоб, свидетельствует портал Downdetector. Основные из них связаны с работой сайтов и приложений этих площадок, а также с соединением с серверами. Больше всего поступило из США — более 1,7 млн, далее Германия (1,3 млн), Нидерланды (915 тыс.), Великобритания (789 тыс.) и Италия (400 тыс.). Только спустя шесть часов сервисы стали открываться у некоторых пользователей.
В Facebook признали проблемы и принесли пользователям извинения за временные неудобства. Сам Марк Цукерберг также извинился за сбой, но при этом не уточнил, что стало причиной неполадок. «Прошу прощения за сегодняшний сбой в работе. Я знаю, насколько сильно вы полагаетесь на наши сервисы, чтобы оставаться на связи с дорогими вам людьми», — написал он на своей странице.
Причины сбоя
Эксперты связывают возможные причины сбоя с внутренними проблемами Facebook. Так, журналистка The New York Times сообщила, что сотрудники Facebook не могут пройти в здание компании для того, чтобы оценить масштаб сбоя в работе соцсети, потому что у них перестали работать электронные пропуска. Сообщается также и о сбое в работе платформы Facebook Workplace, которую сотрудники компании используют для корпоративных коммуникаций.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты утверждают, что сбой произошел из-за изменения в конфигурации DNS служб (domain name system — система доменных имен, обеспечивает связь адреса сайта с его IP) сервисов. Возможно, компания пыталась выполнить какие-то технические обновления, но что-то пошло не так. Директор АНО «Цифровая культура» Иван Бегтин отмечает, что этот сбой в очередной раз доказал, что компаниям нельзя «класть все яйца в одну корзину»: «Хотя Facebook неоднократно подчеркивала самостоятельность подконтрольных ей компаний, с технической точки зрения мы сейчас видим обратное».
В самой компании сбой связали с изменениями конфигурации магистральных маршрутизаторов.
Последствия сбоя
На фоне инцидента котировки компании продолжают падать. Так, стоимость акций Facebook упала на 5,34% на бирже NASDAQ. Состояние основателя Facebook Марка Цукерберга снизилось на $5,9 млрд, следует из рейтинга Forbes Real-Time, обновляемого в реальном времени.
В числе пострадавших от инцидента также рекламодатели, которые рассчитывают на компенсацию ущерба со стороны американской компании. «Мы рассчитываем, что площадки урегулируют вопрос путем переговоров, компенсируют недополученные рекламные возможности и возместят убытки», — рассказал исполнительный директор «Русбренда» (включает Procter & Gamble, Nestle, Unilever, Coca-Cola, PepsiCo и пр.) Алексей Поповичев. В то же время такие сбои оказывают существенное влияние на имидж рекламных площадок, добавляет он: «Пользователи испытывают неудобства, технические проблемы заставляют аудиторию нервничать».
Кроме того, в сети появилась информация и об огромной утечке личных данных 1,5 млрд пользователей Facebook. По данным издания Privacy Affairs, они продаются на хакерском форуме. Однако в самой компании эту информацию опровергли.
Сложности с доступом к Facebook вызвали неполадки и у других соцсетей и интернет-сервисов, среди которых Twitter, TikTok, Netflix, Zoom, Tinder, Google и Amazon Viber. В компаниях заявили, что это кратковременный эффект, который вызван огромным притоком пользователей после «падения» соцсетей и мессенджеров Facebook. В частности, Telegram сообщила в Twitter, что серверы испытывают небольшие трудности из-за притока новых пользователей после сбоя работы WhatsApp.
Пользователи из России также обратили внимание на неполадки в работе сразу нескольких крупнейших российских операторов, провайдеров и сервисов. Поступали жалобы на некорректную работу «Ростелекома», МГТС, «Дом.ru», «Мегафона», Yota, МТС, «Билайна» и Tele2, а также «ВКонтакте», Mail.ru. Однако компании опровергли проблемы. «Вымпелком» (бренд «Билайн»), в частности, предположил, что, «возможно, пользователи ошибочно думают, что лежит сеть, из-за недоступности сервисов Facebook».
В начале года крупные неполадки наблюдались в работе сервисов «Яндекса». На сбои жаловались пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. У большинства пользователей, сообщивших о проблеме, не работал сайт «Яндекса» и почта.