Бизнес до сих пор ищет замену сервисам, покинувшим Россию. Помимо привычных VK , «Одноклассников», Telegram в России есть соцсети-«подростки», потенциал которых не до конца ясен. Sostav начинает цикл публикаций о продвижении на новейших российских площадках с разбора TenChat. Можно ли найти в деловой соцсети клиентов, партнёров и собрать просмотры за счёт экспертного контента — разбираемся вместе с экспертами рекламного рынка.
О платформе
TenChat запустили в 2021 году как российский аналог заблокированного LinkedIn. Площадка для деловых знакомств позволяет зарегистрироваться в качестве предпринимателя, сотрудника и фрилансера. А соцсеть предложит разные возможности нетворкинга в зависимости от выбранной роли. Аккаунты проходят строгую модерацию и проверку подлинности.
Летом 2022 года соцсеть дополнили лайфстайл-контентом. Помимо экспертных статей пользователи стали публиковать фотографии о путешествиях, сторис об отдыхе, развлечениях и событиях из личной жизни.
Инструментов для рекламы на платформе пока нет, соцсеть сделала ставку на контент-маркетинг. Пользователи набирают популярность и продвигают личный бренд с помощью экспертного и уникального контента. По словам основателя платформы Семёна Теняева, именно такие публикации получают большие охваты и органически продвигаются алгоритмом новостной ленты на базе ИИ — «Зевсом». «Опираясь на семантический анализ, он ранжирует публикации в новостной ленте — в топ продвигает только потенциально интересный для аудитории контент и блокирует некачественный», — пояснил Теняев.
Особенность TenChat — полезные для бизнеса функции: сервисы для поиска клиентов и проверки бизнеса, мини-приложения для поиска государственных контрактов, подбора объектов государственной собственности и имущества должников для покупки или аренды, «бизнес-Tinder», онлайн-маркетплейс. Однако по мнению генерального директора SMM-агентства GreenPR Дамира Халилова, специализированные сервисы TenChat пока плохо состыкованы друг с другом. Но это нормально для соцсети на стадии «изучения поведенческих шаблонов аудитории», добавляет он.
При этом полный набор функций TenChat доступен только в мобильной версии. Есть публичная веб-версия, но она пока работает как лендинг.
Аудитория
Количество пользователей TenChat в сентябре 2022 года составило 1,7 млн. Ядро аудитории — жители Москвы и Санкт-Петербурга, но разработчики планируют в дальнейшем привлекать пользователей из регионов. Возраст большинства юзеров — 25−45 лет.
В TenChat есть представители разных сфер: предприниматели, аналитики, художники, танцоры, дизайнеры. При этом владельцев бизнеса в соцсети 23,8% — почти четверть аудитории. Именно они больше всего пользуются мини-приложениями соцсети — участвуют в тендерах и торгах по банкротству. Во втором квартале 2022 года объём сделок, заключенных в мини-аппах TenChat, вырос в четыре раза по сравнению с первым.
По словам Теняева, в TenChat «пришли многие инфлюенсеры как с многотысячной, так и многомиллионной аудиторией в других социальных сетях», однако бренды активно покупают рекламу и у тех блогеров, которые с нуля набрали популярность на площадке. Это рекламодатели из различных отраслей — банкинга до девелопмента.
Таня Иванова, генеральный директор Hello Blogger:
Аудитория TenChat — около 1,5 млн человек. Для полноценных рекламных интеграций это ещё недостаточный объём. Сложно спрогнозировать, какое количество аудитории посмотрит пост блогера в этой социальной сети, в то время как интеграцию у топового блогера Ирины Шихман, которую также выбирают и для продвижения B2B-продуктов, гарантированно даёт около 1,5 млн просмотров. Поэтому бренды ещё присматриваются к этой соцсети и к её эффективности.
Интерфейс
Интерфейс TenChat лаконичен и напоминает соцсети, покинувшие Россию, в том числе LinkedIn. Несмотря на то, что он интуитивно понятнен, есть особенности, которые тормозят прирост аудитории, считает ведущий дизайнер интерфейсов финтех-стартапа Step Валерия Терёхина. Площадка рекомендует людей с похожими интересами, однако если пользователь не заполнил свой аккаунт, то открыть профиль пользователя не получится. «На этом этапе многие могут уйти с TenChat», — полагает Терёхина.
Инструменты продвижения
Краеугольный камень успеха соцсети — алгоритм. Именно благодаря нему в своё время взлетел TikTok — лента китайской соцсети чутко откликается на интересы пользователя. Крепкий алгоритм особенно важен для новейших российских социальных сетей. Ни в одной из них нет рекламного кабинета, поэтому продвигаться можно только органически.
В агентстве Adsup.me считают, что по сравнению с YAPPY , «ЯRus» и NUTSon алгоритм TenChat более продуманный и рабочий. В этой соцсети легко подстраивать контент под аудиторию и определять, чем она интересуется. «Алгоритмы хорошо работают — если пишешь полезный уникальный пост, то набираешь много просмотров не только от подписчиков», — поделился опытом внедрения новейших российских социальных сетей в работу руководитель SMM-проектов в Kokoc Group и спикер курса Skillbox «Профессия SMM-специалист 2022» Фёдор Жуков.
Одна из эффективных долгосрочных стратегий продвижения — собственный эксперт на площадке, который будет делиться контентом и привлекать аудиторию. По мнению руководителя отдела маркетинга в социальных медиа OMD OM Group Анны Козыревой, хороший результат может дать работа с аккаунтами, которые уже набрали вес на площадке. В таком случае не обязательно инвестировать в развитие собственной страницы. Интеграция в контент релевантных аккаунтов поможет охватить уже сформированное сообщество людей, отметила Козырева.
Больше всего эксперты жалеют об отсутствии в TenChat таргетированной рекламы. «Если вы владелец небольшой региональной компании, который хочет рассказать о своем бизнесе местным потребителям, то это совершенно точно не ваш вариант», — отметил президент группы компаний Pro-Vision Communications Владимир Виноградов.
Но отсутствие блогеров-миллионников и инструментов таргетинга, открывает другие возможности. Работают старые добрые методы продвижения. К примеру, массфоловинг, комментарии под чужими постами, сказала UX/UI-дизайнер Крис Анфалова, которая развивает личный бренд в TenChat. К плюсам соцсети также можно отнести инструменты для поиска клиентов и профессионального нетворкинга и наличие сторис, отмечает Виноградов.
По словам Виноградова, к минусам TenChat можно также отнести забагованность. К примеру, по словам пользователей, параллельно с отправленным сообщением приходил его недоставленный дубль. Анфалова рассказала, что на iOS появлялось уведомление новой версии приложения, хотя в маркете её не было. В таких случаях блогер писала в чат техподдержки, и проблему решали.
Багов во время бурного роста пользовательской базы действительно было немало, признают в компании. «Внезапная популярность оказалась неожиданной для всех: горели серверы, приложение падало, вылезали баги, нас бомбили DDOS-атаками, но нам удалось не только выстоять, но и крепко обосноваться на очень сложном рынке», — объяснил Теняев.
Кому подойдёт
TenChat — это прежде всего B2B-площадка. Соцсеть можно использовать в качестве платформы для поиска работы, профильного медиа, мессенджера, приложения с бесплатными сервисами для бизнеса. Она подойдёт специалистам, которые хотят отделить бизнес-контакты от личных, и тем, кто готов вкладываться в создание экспертного контента, любит обмениваться знаниями и заинтересован в профессиональном развитии. «Можно ли будет использоваться соцсеть для B2C-продвижения и насколько успешно, сказать сложно», — считает директор диджитал-направления Win2Win Communications Евгений Гарцевич.
Пока продавцам и клиентам в соцсети бывает непросто найти друг друга. В TenChat много предпринимателей, которые ведут блоги и рассказывают о своих товарах и услугах, но не хватает покупателей. Анфалова сказала, что привлекать лиды «сложновато, потому как алгоритм показывает посты веб-дизайнерам, а не тем, кому нужна эта услуга потенциально».
Жуков согласен, что TenChat ориентирован на бизнес, хотя соцсеть старается разнообразить концепции и привлекать людей из других сфер. Стоит ли начинать продвижение в деловой соцсети, зависит от совпадения с интересами целевой аудитории.
Что ждёт TenChat
Площадка активно развивается. В этом году в соцсети появились сторис, статистика профиля, расширенный поиск пользователей по аналогии с LinkedIn, публичная веб-версия, подписки на хештеги. Добавили регистрацию пользователей из Беларуси и Казахстана.
Создатели планируют внедрять новые функции и сервисы. В ближайшее время в соцсети появятся групповые чаты и сообщества. До конца года площадка запустит возможность зарегистрировать профиль компании. Появится раздел «Карьерный путь». Будет два типа профиля пользователей на выбор — текстовый и визуальный. В чём будут их отличия, пока не раскрывается. Появится полноценная веб-версия с возможностью авторизации и расширенным текстовым редактором взамен публичной версии, которая работает как лендинг.Рекламный кабинет до конца года реализован не будет. Соцсеть сфокусировалась на добавлении фич для B2C-аудитории, а именно — различных типах профилей и информации карьере пользователей, однако его планируют внедрить позже.
Когда присоединяться
У TenChat активная аудитория, уникальный функционал, добротная рекомендательная система, которая помогает удерживать пользователей на площадке. По мнению владельца продукта «Рекламный программатик» Platforma Владислава Петрова, соцсеть выглядит наиболее релевантной в своей нише.
На текущем этапе развития в TenChat высока лояльность рекомендательной ленты. Контент, который привлекателен для аудитории, нравится и алгоритму. «Зевс» распространяет его среди целевой аудитории, и это даёт новых подписчиков. Как правило, такие условия для продвижения доступны пользователям недолго, предупреждает Дамир Халилов. По мере взросления сети порог входа становится всё выше. По этой причине нужно ловить момент и заводить аккаунт в TenChat сейчас.
Дамир Халилов, гендиректор GreenPR:
Любая социальная сеть на первом этапе заинтересована в привлечении и удержании аудитории, поэтому старается быть максимально полезной. Многое для продвижения можно сделать бесплатно. Есть незанятые ниши, самое время закрепить их за собой, чтобы к моменту, когда соцсеть будет популярной, у вас была бы начальная аудитория и чёткое позиционирование.
По мнению экспертов, если TenChat будет активно продвигаться, есть все шансы, что на рынке появится популярный российский аналог LinkedIn.