7 июля в рамках «Российской креативной недели» на площадке «Новые медиа» состоялась сессия «Культурно поговорили. Новые медиа и креативные индустрии». В дискуссии приняли участие:
- Генеральный директор агентства комплексных коммуникационных решений Prophet и главный редактор издания IPQuorum Евгения Дорофеева;
- Директор по маркетингу и коммуникациям RTVI Лариса Погонина;
- Управляющий директор проектов The Voice Mag (ех-Cosmopolitan в России) Мария Колмакова;
- Креативный редактор Sostav Анастасия Дроздова;
- Главный редактор просветительского медиа «Теории и практики» Наталия Алекса;
- Исполнительный директор журнала «КиноРепортер» Алексей Говорухин;
- Руководитель медиапроекта The City Евгения Смурыгина;
- Музыкальный редактор «Нового радио» (входит в Европейская медиагруппа EMG ) Катя Худошина;
- Генеральный директор порталов «Вокруг ТВ» Алексей Федорко.
Модератором сессии выступила креативный продюсер редакционных проектов медиапроекта «Сноб» Мария Маханова.
Спикеры обсудили роль СМИ в жизни креативных индустрий и влияние инфлюенсеров на реальный сектор экономики.
Креативные индустрии — это бизнес
Несмотря на то, что официальное понятие «креативные индустрии» впервые появилось в «Основах государственной культурной политики» ещё в 2014 году, а в 2021-м утверждена «Концепция развития творческих индустрий» до 2030 года и статистика утверждает, что в отрасли трудится порядка 748 тыс. компаний, чёткого определения, что же это такое, до сих пор нет. Поэтому любая дискуссия на эту тему начинается с выяснения, что мы называем «креативными индустриями».
Музыкальный редактор «Нового радио» Катя Худошина задалась вопросом: «Если креативные индустрий — это бизнес, в основе которого лежит интеллектуальная составляющая, то чем это принципиально отличается от медиапроекта?» На помощь Екатерине пришел Алексей Говорухин, отметивший, что медиа —лишь составная часть креативных индустрий, куда входит работа дизайнеров, художников, артистов, архитекторов и инженеров — всех, кто создает то, чего прежде не существовало.
При этом он согласился с тем, что в массовом сознании понимание, что из себя представляют креаторы и творческие индустрии, до сих пор не сформировано: «В качестве креативного класса мы представляем себе людей, тусующихся на «Стрелке» или в другом модном месте, задвигая в сторону, чем же они собственно занимаются. Та же проблема связана с креативными индустриями, так как креатив составляет существенную долю любой индустрии. В том же автомобилестроении существует как креативная часть — работа дизайнеров, инженеров, так и чисто техническая».
Евгения Смурыгина, напротив, призвала причислять к креативным индустриям исключительно творческие специальности — театр, кино, музыку, вынеся за скобки как инженерные профессии, так и собственно медиа. Более четкий критерий предложила Мария Колмакова: «Мне кажется, что есть такая профессия — создатель. Когда креативная мысль воплощается в чём-то реальном. И вот это как раз очень важно, когда изначально ничего не было, а затем появился качественный продукт, некая услуга». Её поддержала Евгения Дорофеева:
Евгения Дорофеева, генеральный директор агентства комплексных коммуникационных решений Prophet и главный редактор IPQuorum:
Мы, и наше агентство, и издание, специализируемся на сфере интеллектуальной собственности и её взаимосвязи с креативными индустриями. И хотя само наше издание IPQuorum молодое, но в тематику мы погружены более шести лет. С самого начала мы сформулировали для себя креативные индустрии как часть экономики, отрасли, создающие идею, которая при воплощении способна к монетизации и тиражированию.
Нужно четко понимать, что в словосочетании «креативные индустрии» главное слово — «индустрии». Это бизнес. Это возможность зарабатывать, создавать продукт и потенциально — рабочие места. Соответственно, сужать креативные индустрии исключительно до творческого процесса в корне неверно.
Схожей точки зрения придерживается Наталия Алекса: «Мы формулируем креативные индустрии как область, способную превращать творчество в высококачественную услугу».
Задача медиа
«Роль СМИ в области креативных индустрий я осознала через нашу работу», — заявила Мария Колмакова: «В 2019−2020 годах у нас состоялся колоссальный проект «Мода без границ», где мы соединили фабрики и других представителей легкой промышленности с дизайнерами, художниками, швеями, закройщиками, модельерами и другими людьми, обладающими креативной мыслью, но о которых никто не знает. По сути, мы создали коллаборацию инвентаря и творческой мысли. В этом году мы планируем сделать ещё один проект «Знай наших». Я убеждена, что без нас, без СМИ, наладить такую работу невозможно, потому что мало что-то создать, нужно еще и уметь об этом рассказать».
Евгения Дорофеева видит задачу медиа в том, чтобы налаживать коммуникацию между креативным сообществом и крупным бизнесом, что в конечном итоге стимулирует рост доли креативных отраслей в ВВП:
У нас сегодня в реестре свыше 150 тыс. СМИ. Мы провели большое исследование и выяснили, что о проблематике креативных индустрий пишет менее 1%. И когда мы говорим о нашей роли, то должны определиться, для кого мы пишем и с кем хотим разговаривать.
Мне кажется, что наша задача, в первую очередь, поддержать тех, кто сегодня задействован в креативных отраслях экономики, и помогать им доносить до бизнеса, какую экономическую выгоду может приносить коллаборация креативных индустрий с традиционными секторами экономики.
Евгения Смурыгина подчеркнула, что иногда после рецензии влиятельного журналиста писатель может проснуться знаменитым. Ей возразил Алексей Говорухин, отметивший, что блогеры сейчас имеют гораздо большее влияние, чем журналисты: «Мы больше не являемся единственными маяками, на которые люди ориентируются при принятии решений. Но блогер популярен в течение какого-то времени, одни приходят, другие уходят. Ротация очень стремительна».
«У нас очень маленький рынок креативных индустрий, и нет никаких драйверов, чтобы его увеличить. Одним из драйверов развития могли бы стать медиа во всем многообразии», — продолжил Говорухин. Такой же позиции придерживается Мария Колмакова — она убеждена, что медиа должны выступать лоббистами и оказывать поддержку креаторам: «Давайте скинемся нашей экспертностью и поможем креативному сообществу занять его нишу в экономике. Зачем противопоставлять блогеров журналистам, когда можно объединиться».
«Мы начинали свою работу как коммуникационный бренд, регулярно проводили крупные международные мероприятия для профессионального сообщества — собирали на одной площадке бизнес и креаторов. На одном из первых форумов в Калининграде мы столкнулись с интересной историей: топовых креаторов знают все, а региональных — практически никто. И тогда мы поняли, что очень важно искать региональных креаторов и рассказывать о них. При этом никто из них не верит, что нам искренне и безвозмездно хочется подсветить то, что они делают. Откуда это взялось? Ответ понятен: в федеральный медиабренд просто так не попадешь. И это тоже то, что требует поиска путей решения», — заключила Евгения Дорофеева из Prophet и IPQuorum.
По итогам дискуссии стало понятно, что нужно не только финансово поддерживать креативные индустрии, но и выстраивать грамотную, эффективную информационную повестку. Это позволит изменить имидж креаторов в российском обществе и то, какую свою роль они видят в развитии страны.