По данным аналитиков банка «Точка», рекламные бюджеты в Telegram (посевы и Telegram Ads) в марте-июне этого года увеличились на 591%, а бюджеты рекламы «ВКонтакте» — на 146% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (результаты исследования есть в распоряжении Sostav).
Эксперты «Точки» проанализировали платежи по картам и реквизитам, где в назначениях указывалась оплата рекламы. Они отмечают, что затраты на онлайн-рекламу в марте-июне 2022 года сократились на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Популярность «ВКонтакте» и Telegram связана со снижением оплаты рекламы на площадках Meta (*признана экстремистской и запрещена в России) — Facebook и Instagram (обе соцсети запрещены в России) и Google из-за блокировки на территории России, говорится в исследовании. В марте-июне объём платежей в пользу Meta упал на 99%, Google — 96% год к году.
На рост популярности «ВКонтакте» и Telegram также повлиял запуск новых рекламных систем на этих площадках. В октябре 2021 заработал Telegram Ads, а в апреле 2022 — «VK Реклама».
Аналитики «Точки» отмечают, что по суммам и количеству оплат «Яндекс» практически не увеличился, но из-за низкой рекламной активности занимает теперь почти 81% рынка. Речь идёт о всех сервисах экосистемы «Яндекс»: «Дзен», «Директ», «Маркет» и контекстная реклама в поисковике.
Оборот рекламного рынка в марте-июне 2022 года (включая наружную рекламу) уменьшился на 51% по сравнению с этим же периодом 2021 года. Количество оплат рекламы сократилось на 75%.
Топ-6 сфер, сокративших расходы на рекламу в марте-июне 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 года:
- образовательная (школы, детские сады и образовательные курсы) — на 74%;
- общественные организации — на 66%;
- автомобильная (автосалоны, продажа запчастей) — на 55%;
- культурная — на 48% (организаторы концертов, театры, музеи и другие творческие площадки);
- туристическая — на 40%;
- общепит — на 37%.
Ранее «Левада-Центр» (внесён Минюстом в реестр НКО-иноагентов) выяснил, что лидерами по популярности среди соцсетей в мае, как и в марте, стали «ВКонтакте» (соцсеть посещают 65% респондентов), YouTube (47%) и «Одноклассники» (40%). Аудитории заблокированных Facebook и Instagram снизились до 21% и 5% к концу апреля (в марте — 23% и 6%).