Около трети россиян планирует сократить число походов в отделения банков или вовсе отказаться от них даже после окончания пандемии. Для сравнения, во всем мире число тех, кто пользуется услугами отделений, за время пандемии снизилось на 12%, сообщает РБК со ссылкой на исследование консалтинговой компании BCG «Полностью цифровой розничный банк». В опросе приняли участие 11,6 тыс. клиентов банков в 25 странах.
По словам управляющего директора и партнера BCG Сергея Ишкова, это серьезный сигнал для всей индустрии о том, что пора перестраивать операционную модель. Аналитики BCG считают, что банкам потребуется три года, чтобы выйти на докризисный уровень доходов, и преимущество будет у тех, кто готов работать в цифре. Ишков отмечает, что 25% россиян готовы поменять свой банк на другой, если возникнет более выгодное предложение. И поскольку цены на продукты разных банков примерно одинаковы, компании должны сфокусироваться на развитии цифрового сервиса.
В России цифровыми каналами пользуются 87% банковских клиентов. За последний год 30% стали чаще пользоваться мобильными приложениями, а 78% выбрали их в качестве предпочтительного способа взаимодействия с банком. По данным BCG, в пандемию «резко сократилось число людей, приоритетно использующих наличные (-48%), и выросло число людей, впервые попробовавших новые форматы банковского обслуживания: +8% для онлайн-банкинга и +7% для мобильного банкинга». Во всем мире использование онлайн-банкинга выросло на 23%, мобильного — на 30%.
В Сбербанке рассказали изданию, что их клиенты совершают около 70% в онлайне, а отделения банка посещают для совершения длительных операций, например, оформления кредита или ипотеки. Представитель «Почта Банка» отметил, что даже пенсионеры стали активнее пользоваться цифровыми сервисами — за год число их пользователей выросло на 45%, среди пенсионеров прирост составил 89%. В «Райффайзенбанке» около 50% клиентов предпочитают онлайн, в ВТБ — более 70%, в «Промсвязьбанке» — 80%. Также 80% клиентов активно пользуются приложением «Альфа-банка», за пандемию показатель не изменился. При этом все опрошенные изданием банки отметили, что не планируют сокращать действующую сеть отделений.
Ранее Ассоциация компаний интернет-торговли выступила с предложением активнее развивать оплату по QR-кодам через систему быстрых платежей. Сделать это можно с помощью единого приложения, к которому в обязательном порядке следует подключить все банки. Финансовые организации, уже запустившие технологию, отмечают активный рост ее пользователей.