В первом полугодии общая выручка онлайн-кинотеатров, официально работающих в России, составила 25,9 млрд руб. без учёта НДС. Это на 5% больше, чем площадки заработали за аналогичный период прошлого года. Тогда общая выручка стриминговых сервисов составила 24,8 млрд руб. Об этом сообщает РБК со ссылкой на исследование TelecomDaily.
Аналитики агентства отмечают, что за последние пять лет это минимальная динамика. В первом полугодии 2021 года рост составлял 31%, за первые шесть месяцев пандемийного 2020 года — 71%, 2019-го — 44%.
Согласно данным TelecomDaily, в первом полугодии рост выручки платной модели, при которой пользователи оформляют подписку, покупают или арендуют отдельный фильм и сериал, составил почти 12% — с 20,7 млрд до 23,1 млрд руб.
Доход от рекламной модели, когда пользователь может бесплатно смотреть контент сервисов за просмотр рекламы, упал на 30% — с максимальных за последние пять лет 4 млрд до 2,8 млрд руб.
Кроме того, за полгода изменилось распределение выручки между игроками, отмечают аналитики TelecomDaily. На первое место вышел «Кинопоиск» с долей 23,2% что, по подсчётам РБК, соответствует 6 млрд руб, против 13% (3,2 млрд руб.) годом ранее.
Прежний лидер — Ivi — занял вторую строчку. При этом также показал рост доли с 22% до 22,8% (5,9 млрд руб.). Впервые на третье место по выручке поднялся Wink (принадлежит «Ростелекому»). Его доля увеличилась с 10 до 12,7%.
Четвёртым стал ранее связанный со Сбербанком Okko. Несмотря на рост выручки на 0,9 п.п., по итогам первой половины этого года онлайн-кинотеатр выбыл из тройки лидеров. Выручка сервиса составила около 3,1 млрд руб.
По мнению генерального директора TelecomDaily Дениса Кускова, замедление роста выручки онлайн-кинотеатров связано с тремя причинами:
- уход Netflix, доля которого в первом полугодии 2021 года составляла 9%, а сейчас она упала до 2,5%, обеспеченных работой ещё в первые месяцы года;
- отсутствие голливудских новинок, которые часто требовали отдельной покупки. Аренда зрителем отдельной единицы контента на ограниченный период времени раньше приносила рынку около 11% выручки, сейчас показатель опустился ниже 9%;
- снижение общей покупательской способности россиян, особенно в регионах, где жители либо сократили количество подписок на разные кинотеатры, либо вовсе от них отказались.
По итогам 2022 года в TelecomDaily прогнозируют в лучшем случае нулевую динамику год к году, в худшем — «небольшое падение рынка».
Ранее аналитики GfK впервые c 2021 года зафиксировали снижение количества горожан с подпиской на онлайн-кинотеатры. Всего подпиской, включая бесплатную и оформленную на пробный период, пользовались 42% опрошенных, в первом квартале — 46%. 28% респондентов платили за подписку (против 30% в первом квартале).