Российские розничные сети не ожидают значительного скачка продаж в преддверии новогодних праздников, несмотря на то, что в начале года эксперты прогнозировали улучшение ситуации в отрасли ко второму полугодию. Предновогодние продажи будут на единицы процентов лучше и будут строиться, в основном, на акционных товарах, пишут «Ведомости».
Третий квартал оказался для ритейлеров не самым удачным, а надежды на рост оборота в четвертом квартале также не оправдаются. Так, у лидера рынка, X5 Retail Group, продажи работающих больше года магазинов выросли всего на 0,5%, у его основного конкурента, «Магнита», этот показатель вообще в минусе на 2%. У крупнейшей сети гипермаркетов, «Ленты», выручка в сопоставимых магазинах начала падать после нескольких кварталов увеличения.
Потребители по-прежнему чувствительны к цене, отмечают аналитики агентства Moody’s: реальные располагаемые доходы сократились на 9% с 2014 к сентябрю 2018 года. Одновременно они становятся требовательней к ассортименту, предложениям и сервисам, дизайну и оформлению торговых точек.
Ритейлеры исчерпали простые и точечные возможности стимулирования продаж, например снижение цен или активные промоакции, говорит гендиректор «Infoline аналитики» Михаил Бурмистров. Сокращение реальных доходов населения усиливает конкуренцию, потому большинство сетей столкнулись с замедлением роста и увеличением количества неэффективных точек.
Настроения потребителей к концу года, как правило, идут на спад, говорит директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич, в этом году контраст ярче: после позитива и разогрева потребления в связи с чемпионатом мира по футболу в первой половине года во втором полугодии сменился информационный фон — предстоит повышение НДС и пенсионного возраста, начались валютные колебания.
Впереди у ритейлеров предновогодние продажи четвертого квартала, однако опрошенные изданием представители рынка и эксперты настроены в целом пессимистично. Участники рынка прогнозирует рост спроса на алкоголь, фрукты, кондитерские изделия примерно на 5−10%, причин для значительного скачка нет, считают они.
Так, президент «Абрау-дюрсо» Павел Титов прогнозирует незначительный рост спроса на мелкие покупки, в том числе на крепкий алкоголь и шампанское. В Mondelez ждут роста спроса на сезонный ассортимент, особенно шоколад: будет как в 2017 году, когда в декабре продажи выросли на 9% в сравнении с декабрем 2016 года.
При этом поставщики не планируют резко наращивать предновогодние отгрузки сетям — в сравнении с прошлогодними. Поставки стандартного ассортимента и так называемых базовых товаров не изменятся либо увеличатся незначительно, сообщил Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз». Поставки сезонных и премиальных продуктов вырастут на 5% к четвертому кварталу 2017 года. При этом основные продажи ритейлеры, скорее всего, будут строить на акционных товарах, полагает Востриков.