Иногда для работы с агентством рекламодателю удобнее заключать не договор подряда, а с почасовой оплатой. Этот вариант имеет ряд своих преимуществ, но и несет в себе некоторые риски. Когда имеет смысл прибегать к почасовому рейту? Какие нюансы стоит учитывать и как не убить друг друга в спорах о подсчетах? Сооснователь и генеральный директор креативного агентства Jekyll&Hyde Елена Паламарчук вместе с партнером юридической компании Runetlex Павлом Мищенко рассказали о юридических тонкостях работы креативного агентства и оформления отношений с клиентами.
Оценивайте целесообразность
Первое, что стоит отметить, заводя разговор о почасовой оплате услуг, — это то, что есть ограниченное число кейсов, в которых почасовая оплата услуг целесообразна. Добросовестные креативные агентства обычно предлагают такой тип контракта в двух случаях:
- Когда заказчик чувствует себя не очень уверенно на этапе постановки задачи, избегает конкретики и плавает в формулировках целей. Такое часто бывает, если компания делает первые шаги в работе со своими коммуникациями и у нее нет опыта работы с агентствами;
- Если заказчик явно демонстрирует свое намерение активно включиться в процесс работы над проектом и хочет много экспериментов. В этих случаях почасовка действительно имеет смысл и дает пространство для маневра.
Работая таким образом, команда проекта вполне может существовать в режиме «подвижного брифа» и в целом при необходимости отходить от каких-то установок, обозначенных на старте проекта. Почасовка снимает ограничения по итерациям правок, количеству комментариев и частоте встреч. Включая почасовую оплату, заказчик и агентство переходят в режим работы в формате единой проектной команды. Часть работы над проектом при этом выглядит как консультирование, менторинг.
С юридической точки зрения почасовка имеет свои особенности. Когда мы говорим о «выполнении работ» и «договоре подряда», то существенными условиями являются объем и срок выполнения. В почасовке мы не можем заранее зафиксировать четкое техническое задание и сказать, когда именно работа будет выполнена.
Почасовка оформляется договором «об оказании услуг». В отличие от «работ» здесь в первую очередь важен процесс.
Заказчик оплачивает рабочее время исполнителя, которое тот тратит на выполнение заданий. Результат может получиться, а может не получиться. Например, если заказчик все время дает разные вводные и уточнения, то у исполнителя просто нет возможности довести задачу до результата
Закрывая договор с почасовым рейтом, в акте описывают перечень оказанных услуг с указанием затраченных человекочасов по каждой из них. Непосредственные результаты работ тоже по желанию могут быть зафиксированы, но основанием для оплаты будет именно время специалистов, потраченное на проект.
Рекомендация заказчику. Не воспринимайте почасовку как универсальный инструмент и способ решить все проблемы. Трезво взвешивайте актуальность ее преимуществ для ваших конкретных задач. В первую очередь ответьте на вопрос, насколько для вас важно вникать и погружаться в процесс работы агентства. Что вам важнее: получить результат по ТЗ или же иметь возможность не привязываться к жесткому результату? Во второй случае будет актуальна почасовка.
Взвешивайте риски
Освобождая от некоторых ограничений, почасовка становится источником определенных рисков. Главный из них связан с бюджетом проекта. В случае заключения договора на конкретный объем работ вы можете быть уверены, что за Х рублей к определенной дате вы получите Y результат. В случае с почасовкой есть риск увлечься экспериментами, попытками попробовать разные варианты развития идеи и другими «шагами в сторону» — и израсходовать запланированный бюджет, не увидев итогового результата. Поэтому всегда нужно держать в уме, что почасовка не просто снимает ограничения, продиктованные брифом и ТЗ, и развязывает вам руки — она заменяет эти ограничения на другие, денежные.
Другой риск — скатиться в микроменеджмент и начать использовать агентство как собственные руки, забывая о его компетенциях в области стратегии и креатива.
Третий риск — нарваться на недобросовестное агентство, которое будет стремиться «освоить» как можно больше часов, не приближая вас к решению вашей задачи.
Рекомендация заказчику. Выбирая агентство для работы с почасовой оплатой, особенно внимательно отнеситесь к оценке его репутации, портфолио и отзывов предыдущих заказчиков. Вы должны чувствовать доверие к этим специалистам, у вас не должно возникать желания «от и до» рассказать им, что и как надо сделать.
Держите руку на пульсе
Многие креативные агентства, когда речь идет о работе на почасовке, считают нормой сообщать информацию о потраченных на проект часах раз в месяц. Это очень редко. Такая периодичность чревата повышенным риском конфликтов на ровном месте.
Мы рекомендуем выбирать формат еженедельных отчетов. Это позволяет заказчику наглядно, в режиме реального времени, соотносить движение по проекту с балансом потраченных часов и бюджета. Так вы действительно контролируете, что происходит. А значит отпадают сомнения в том, насколько честно агентство проводит подсчеты и уменьшается вероятность неприятных сюрпризов по итогам месяца.
Рекомендация заказчику. Настаивайте на еженедельной отчетности по затраченным часам и, главное, не относитесь к ней как к бумажке «для галочки». Внимательно изучайте отчетности, не откладывая «на потом».
Договоритесь о единой системе координат
Еще один важный момент, который обязательно подробно обговаривается на берегу и прописывается в договоре, — как подсчитываются часы. Грязно или чисто? Что считается, а что не считается? Отгружает ли агентство заказчику скринкасты в качестве подтверждения затраченных ресурсов или ограничивается текстовыми отчетами? Алгоритм подсчета должен быть понятным и прозрачным для обеих сторон. Если со стороны заказчика не все понимают, как и за что списывается оплата, — это почти гарантированно грозит конфликтом.
Естественно, в случае работы на почасовке должны использоваться соответствующие программы учета рабочего времени (к примеру, Paydirt или Toggl), а сотрудники агентства должны обладать определенным этикетом его фиксации.
Есть мнение, что жесткие рамки отчетов осложняют творческим специалистам жизнь и даже демотивируют. Это не так. На самом деле при грамотно выстроенных в агентстве процессах и системе мотивации сотрудники наоборот оказываются заинтересованными в честном подсчете своих временных ресурсов.