В прошлом году группа компаний «СИМБИО» запустила новый бренд суперпремиальных кормов для домашних питомцев — «ТерриториЯ». Для российской компании выделиться на рынке, где властвуют иностранные производители, — непростая задача. Часто бренды решают «замаскироваться» под иностранца — выбрать название на латинице, добавить надписей на английском языке на упаковку. Но в «Территории» пошли другим путём. Каким — в интервью для Sostav рассказал исполнительный директор «СИМБИО» Василий Пашнин.
Сейчас, когда многие иностранные бренды ушли с российского рынка, отечественная продукция переживает новый расцвет. Расскажите, как эти изменения отразились на вас? Стали ли покупатели чаще обращать внимание на российские бренды?
Да, естественно. Вы сами можете наблюдать открытие и расширение производств российских заводов. И если в марте-апреле ключевым стимулом была паника и низкая по сравнению с импортом цена, то теперь главным фактором выбора корма является, пожалуй, стабильность поставок.
Можно было бы подумать, что появление «Территории» на свет обусловлено только тем, что экспорт в Россию этой продукции из-за границы стал затруднительным, но это не совсем так. Вернее — совсем не так. Мы начали заниматься российским брендом «ТерриториЯ» ещё в прошлом году, так как считали, что интересный российский продукт в нашем портфеле брендов будет востребован покупателями.
Да, мы ощутили в этом году увеличение спроса на наш продукт. Да и на российские бренды вообще. Но,к сожалению, мы задержали выпуск коммерческой упаковки больше чем на три месяца. Подвели поставщики упаковки — из-за проблем с импортом краски и материалов.
Почувствовали ли вы, что конкуренция стала меньше?
Нет, на рынке достаточно сильных, гибких игроков, которые быстро сориентировались и начали заниматься российскими кормами. Нам на руку сыграло то, что мы стартанули ещё в прошлом году — оказались на полшага впереди.
Что в маркетинговом плане специфично для категории кормов для животных?
Специфика кормов для животных по сравнению с едой, например, в том, что пачку на полке выбирает человек, а кушает животное. Его не обманешь — если корм плохой, то или есть перестанет, или «на морде будет написано». Поэтому многие комбикормовые заводы, из тех, кто на волне весеннего дефицита попытались делать корма для собак низкого и даже среднего ценового сегмента, сейчас резко теряют покупателей. Опять же среди равных по качеству кормов нужно выделяться идеей, дизайном, качеством упаковки — чтобы человек взял в руки пачку, покрутил, принял решение пробовать или нет.
Другая специфичная сторона петфуда — это недоверие потребителей к отечественным производствам, клиент не верит, что в России можно сделать качественный корм — например, со свежим мясом в составе. Именно поэтому большинство российских торговых марок суперпремиального корма названы на иностранный манер и написаны латиницей. Мы тут в своем роде первопроходцы.
Как вы находите своих потребителей? Что их объединяет?
Наш потребитель — тот, кто уважает своё животное, они внимательно читают составы, и разбираются в них и делают осознанный выбор.
Мы понимаем желание покупателей приобретать для своих питомцев максимально натуральные продукты, с открытым составом — и с минимальным количеством «химии» в нём — и понятным способом приготовления. Также мы знаем, что современные люди стараются учитывать принцип экологической рациональности и стремятся не приобретать товары в неэкологичной упаковке. Бренд «ТерриториЯ» поддерживает принципы устойчивого развития и хочет, чтобы натуральность и экологичность как можно скорее стали «новой модой».
Для покупателей, как для владельцев, так и для заводчиков, важно, чтобы корм, который они выбрали, всегда был бы в доступе, без перебоев, его легко было бы купить. Наш покупатель понимает, что качественный продукт не может быть супердешёвым. Да, за стабильность, хорошую рецептуру и отменное качество ингредиентов приходится платить, но, увы, сейчас ветеринария обходится гораздо дороже, чем правильное питание и профилактика ряда заболеваний.
Какими площадками пользуются ваши покупатели? Какие рекламные каналы наиболее эффективны?
Наш целевой сегмент не массовый, поэтому основной упор достаточно традиционно делаем на лидеров мнений, известных заводчиков и блогеров, и на активности в торговых точках. Делаем публикации в печатных и онлайн изданиях СМИ.
Как вы отстраиваетесь от конкурентов? В чём центральная идея вашего позиционирования?
Во первых, одной из ключевых особенностей состава «Территории» является использование в нём свежего мяса. В России всего несколько заводов, на которых можно производить корма подобного класса. Во-вторых, у нас описан честный состав, упаковка полностью на русском языке и несёт простые и понятные смыслы: «ТерриториЯ» — это наше, это качественное.
Вообще очень здорово, когда производитель создаёт продукцию не «как для себя», а именно для себя, для своего спокойствия. Знаете, нет ничего хуже, чем постоянно волноваться за животных, всё равно, своих или клиентских: не пропадёт ли корм с рынка, не поменяются ли в нём ингредиенты, не подорожает ли он так, что его просто невозможно будет покупать. Стабильность и уверенность в качестве продуктов, входящих в его состав — это уже большая часть успеха у покупателей.
Сейчас людям уже неинтересны истории про супергипоаллергенные ингредиенты и чудодейственные заграничные травки, способные вылечить одновременно все болезни.
Вообще, легко можно себе представить корм с чистым и правильным составом, лежащий в мисочке в виде свежих ингредиентов — вот индейка, вот свежая рыбка, вот овсянка. Но читая состав некоторых популярных кормов такую «картинку» представить невозможно. Что такое гидролизат животных белков? Белок дегидратированного мяса? А ещё целлюлоза, изолят растительных белков и кукурузная клейковина? А ведь это реальный состав корма, который предлагается для домашних любимцев популярными кормовыми брендами. В «Территории» таких терминов, которые приходится искать в словарях, вы точно не найдёте.
Почему вы выбрали именно такое название?
Название максимально полно отражает концепцию торговой марки. «ТерриториЯ» — это история про то, что наша страна может по праву гордиться прекрасными локальными специалитетами. Тайские морепродукты и рыба, итальянские фрукты, мясо из Канады и Германии? Да, это прекрасно, но все эти продукты вполне могут иметь и российское происхождение. Территория России настолько велика и богата региональными продуктами, что, не выезжая за её пределы, можно найти все компоненты для создания отличного корма для животных.
Вы работаете с агентством или инхаус?
Разработка концепции и дизайна проходила внутри компании. Это была инициатива сотрудников, которая вылилась в полноценный кормовой бренд. Название выбирали коллективом — путём проведения голосования. «ТерриториЯ» однозначно лидировала, поэтому она с нами.
Как проходила разработка дизайна упаковки?
Если обратите внимание, в дизайне есть строгая логика — название региона соответствует основному виду мяса в составе: Крым — курица, Урал — ягнёнок, Амур — говядина. Животные подобраны из хищников, живущих в этих регионах, но разные на кошачьих и собачьих кормах.
Конкуренция в зообизнесе довольно серьёзная. Недостаточно выпустить качественный продукт с хорошим составом, необходимо, чтобы им заинтересовались и розничные покупатели, и оптовики. Мы же знаем пословицу про «встречают по одёжке», верно?
Яркие пачки с изображениями хищных животных, обитающих в России, сразу же привлекают внимание — пройти мимо и не захотеть рассмотреть поближе барсука или росомаху просто невозможно. Но нас часто спрашивают: «А почему дикие животные? Это что, корм для медведя или манула? Или из манула?»
Да, действительно, обычно на упаковках кормов изображены или поедатели корма, собаки и кошки, или те, кого едят — курочки, коровки, барашки. Мы же разместили на пачках изображения тех, к чьему здоровью, ловкости и силе хочется стремиться — диких животных. А на обороте пачек размещен QR-код, перейдя по которому покупатель может узнать интересные подробности из жизни диких животных в природе. Таким образом мы не только кормим домашних животных, но и даём познавательную информацию для их владельцев.