Говоря о Red Bull Zero Gravity Pit-stop, есть большой соблазн сравнить его с проектом OK GO — Upside down, inside out, созданным компанией ProFilm в аналогичных условиях искусственной невесомости. Тем не менее этот проект занял отдельную страницу в копилке Profilm — и вот почему.
Предстояло решить непростую задачу — в России есть только один самолет Ил-76МДК, способный создать необходимые для съемки условия нулевой гравитации. Внутри него предстояло разместить болид размерами 5×2 м, а также команду, работающую на пит-лейне, численностью 18−22 человек.
Работа началась с разработки схемы размещения механиков во фюзеляже самолета, и поскольку болид предстояло повернуть на 360°, часть команды было решено разместить на потолке. Главным вызовом как для команды Red Bull, так и для режиссера была не только задача осуществить пит-стоп в невесомости, но и желание превратить это событие в безусловный объект визуального искусства. Именно поэтому вместе со схемой расположения героев было решено заняться детальной проработкой хореографии движений команды.
Для реализации проекта был приглашен лауреат нескольких престижных премий — в частности, Young Director’s Awards Каннского фестиваля, First Steps, Clio Image Award и Deutscher Werbefilmpreis, талантливый немецкий режиссер Андреас Брюнс, эксклюзивно представляемый Profilm в России.
Андреас Брюнс, режиссер:
Самым большим ограничением был размер самолета — я назвал его «банкой сардин». Нужно было разработать сюжетную линию, которая позволила бы преодолеть эти пространственные ограничения. Я также хотел создать определенную драматургию нашего общего трюка, подшучивая над зрителями и не раскрывая всего сразу, чтобы заставить их гадать, что, черт возьми, происходит, — до тех пор, пока пэкшот полностью не раскроет, что значит находиться в состоянии невесомости.
Сценарий впечатляющего трюка — это только начало. Предстояло убедиться, что ни один из задуманных кадров не грозит потерями в составе команды механиков, съемочной группы и автопарка AMRB F1. Для съемок был использован облегченный болид, но даже в такой конфигурации его вес составляет порядка 400 кг и удваивается соответственно каждый раз при входе и выходе из невесомости — когда самолет проходит зону двойной гравитации (2G).
Для проверки сценария на предмет его реализации был создан подробный 3D-аниматик с учетом заданных размеров встроенной декорации, параметрами выбранной оптики, 3D-моделью болида F1 и механиками, расположенными в соответствующих точках.
На протяжении всего проекта команда Profilm активно консультировалась со специалистами из ЦПК им. Ю. Гагарина, в тандеме с которыми были разработаны системы креплений и страховок для людей и болида как на период взлета и посадки самолета, так и между режимами невесомости. Команда AMRB оказала существенную поддержку в вопросах транспортировки, сборки и осуществления трюка с участием болида.
В распоряжении съемочной группы было ограниченное число полетов, в связи с чем необходимо было заранее отрепетировать действия каждого члена команды, синхронизировать их между собой, а также с движением камеры. Декорация, точно повторяющая размеры самолета, была построена и собрана в павильоне для репетиции с командой и оборудованием. Для отработки трюка с поворотом болида на 360° на основе 3D-модели была создана точная легкая копия автомобиля, которую можно было легко прокрутить силами двух человек в условиях земной гравитации.
Задача художника-постановщика состояла в том, чтобы сохранить максимум пространства внутри фюзеляжа самолета для осуществления трюка. При этом, согласно задумке режиссера, световые приборы должны были быть интегрированы во все части декорации — стены, потолок, пол и хвост самолета. Более 70 концертных световых приборов были встроены в корпус декорации, каждая лампа в составе которых программируется индивидуально. Толщина декорации при этом осталась минимальной: при ширине фюзеляжа в 3,5 м остались свободными 3,26 м для осуществления трюка после монтажа декорации внутри самолета.
С непростой задачей столкнулась и операторская группа, которой предстояло обеспечить не только движение камеры по всей длине декорации, но и ее поворот на 180° в условиях невесомости. Поскольку системы гироскопической стабилизации, используемые в современном киносъемочном оборудовании, не работают в условиях невесомости, было принято решение использовать управляемую голову, закрепленную на программируемый слайдер, рельсы которого были интегрированы в потолок декорации. Радиосигналы могли бы помешать работе навигационных служб самолета, в связи с чем управление слайдером и головой осуществлялось по кабелю. Кроме основной камеры в нескольких полетах была использована также вторая камера, которая монтировалась в специальный отсек в потолке, а также бесчисленное количество экшн-камер, загрипованных на всевозможных частях болида, шлемах, гайковертах.
Дмитрий Тимонов, продюсер:
Мы стремились сделать нечто, чего никто раньше не пробовал делать. С некоторыми кадрами мы до последнего момента не знали, получатся ли они у нас, но все вышло очень хорошо благодаря всем участникам.
Всего съемочная группа совершила семь полетов, что в общей сложности составило 80 режимов невесомости, каждый из которых длился около 20 секунд. Первый полет был тестовым — как для людей, так и для оборудования. Таким образом, ролик был отснят за 70 режимов — то есть примерно за 1400 секунд невесомости.
23 минуты нулевой гравитации, за которыми стоит почти полгода планирования и подготовки.
We keep rolling. What's next?
Состав творческой группы:
ProFilm :
Герасимов Михаил — генеральный продюсер
Олеся Шепелева — исполнительный продюсер
Дмитрий Тимонов — продюсер
Дарья Левшова — ассистент продюсера
Andreas Bruns — режиссер-постановщик
Евгений Ермоленко — оператор
Андрей Варгоцкий — художник-постановщик
Артем Замашной — оператор второго юнита
Олег Романов — второй режиссер
Андрей Томашевский — второй режиссер
Николай Иванов — монтаж
CG — киноцех
Даниил Зотов — продюсер постпродакшена
Максим Кузниченков — звуковой дизайн и звуковые эффекты